Недавно я наткнулся на пост Никиты Прокопова Software disenchantment. Он заставил меня вспомнить пост Мацея Цегловски The Website Obesity Crisis и множество других статей подобного типа. Среди людей, пишущих о разработке ПО, возникает всё более широкий консенсус о том, что приложения становятся больше, медленнее и забагованнее. И это в эпоху, когда оборудование должно позволить нам писать быстрее, меньше и надёжнее. DOOM, вышедший в 1996 году, можно запустить в тесте на беременность и на сотне других неожиданных устройств. Тем временем, современные чат-приложения, работая в фоновом режиме, занимают полгигабайта ОЗУ (или больше), а иногда полностью зависают даже на самом мощном ПО.
Вышеупомянутые посты по этой теме состоят примерно на 80% из справедливой и разумной критики, а на 20% из оторванного от реальности ворчания.
Большинство разработчиков понимает, что глупо спрашивать «это ОС для смартфонов, что в ней может быть сложного?» или «моё приложение для работы с электронными таблицами в 90-х занимало 10 килобайт, тогда почему Factorio весит целый гигабайт?» Если вы не присутствовали при разработке, то не сможете оценить все её проблемы и сложности.
Но это не значит, что для объективной критики нет места. Приложения действительно медленнее, чем были раньше. И экспоненциально больше, хотя степень их полезности не растёт с той же скоростью. По крайней мере, почти в каждом современном приложении есть возможности для оптимизации. Мы можем сделать их быстрее, вероятно, даже на порядки величин. Мы можем удалить код. Мы можем писать крошечные специализированные библиотеки. Мы можем находить новые способы сжимать ресурсы.
Почему же мы этого не делаем?