Случившиеся со мной и моими коллегами истории заставили задуматься - а как вообще обстоят дела с цифровыми правами потребителей? Эти размышления о опыт изысканий в области нарушения этих самых прав породили достаточно длинную статью ниже. Рассуждения не являются истиной, выбитой в граните, можно критиковать и добавлять.
Мы в нашем тексте понимаем «цифровые права» понимаем большую совокупность прав широкого круга лиц в цифровой среде. Законодательное определение в России сегодня имеет свои узкоспециализированные нюансы, о которых мы тоже поговорим.
К определению цифровых прав может быть несколько подходов. Например, цифровые права — это права человека, заключающиеся в праве людей на доступ, использование, создание и публикацию цифровых произведений, доступ и использование компьютеров и иных электронных устройств, а также коммуникационных сетей, в частности, к сети интернет. Это довольно узкий подход, потому что согласной ему даже в Китае, Иране и Мьянме, находящихся в анти-топе рейтинга цифровых прав, все не так уж плохо.
Другой подход определяет цифровые права как ряд прав человека, относящихся к Интернету. Эти права наследуют тем, что существовали в эпоху, когда интернета еще не существовало. К ним относятся свобода выражения мнений, неприкосновенность частной жизни и свобода объединений. Также к цифровым правам относятся и права на образование и многоязычие, а ещё, что особенно важно и от чего часто отмахиваются, — права потребителей.
Мы много писали об этом, рассматривали с самых разных сторон. Как правило — получали очень живой отклик в соцмедиа, ведь с фокусами относительно персональных данных от самых разных компаний сталкивается постоянно огромное количество людей. Хотя находились и защитники действий бизнеса, рассказывая нам, впрочем, те же клише, что транслируют и его представители: «это для вашего удобства».