Много лет мечтаю увидеть хороший исторический фильм про Спартака. Но, видимо, не судьба. Фильм Кубрика с Кёрком Дугласом умер давным-давно, несмотря на все Оскары, которые когда-то получил. Вторая экранизация, малобюджетная и млоталантливая, но основанная на том же американском романе, вообще не заслуживает упоминания. И вот многосезонный сериал. С одной стороны — экранизировать масштабно в сериале «войну гладиаторов» (так называли восстание римские историки) довольно сложно. С другой — долгое экранное время позволяет воссоздать все полу-легендарные сведения о Спартаке, которые дошли до нас.
Что же получилось? Масштабность, действительно не удалась, несмотря на обилие компьютерных спецэффетов. А факты вроде как и присутствуют (типа жены Спартака) но в каком-то совершенно перевранном виде. Согласно, кажется, Апиану, она была фракийской жрицей и, находясь в школе Батиата, пророчила восстание. Само по себе очччч сомнительное сведение. На кой шут эта жрица вообще попала в школу гладиаторов? Что она там делала? Откуда взялась? Но в сериале у нее вообще совсем другая мЫлодраматическая судьба. И таких моментов много. Вроде взяли из исторических источников (пусть и сомнительной достоверности), но переврали вкривь и вкось.
Потому что это не исторический сериал, а некая смесь комикса, фэнтези и анимации, сродни «300 спартанцев». Антураж довольно дикий и полу-фантастический — от арены на краю пропасти в школе Батиата, где все начинается, до стены в последнем сезоне, через которую нужно перебраться восставшим. Ничего общего с римскими реалиями все это не имеет.
Зато компьютерная кровища хлещет аж из экрана на зрителя. Настолько компьютерная, что даже не воспринимается всерьез. Ну секс ладно, Рим был крайне развратен. Хоть, если тут историей не пахнет, можно было такой «исторический аспект» и не выпячивать.
Да бог с ней, с историей. Главное, мне показалось, в другом. От сезона к сезону интрига выдыхалась. Если сначала были закрученные сюжетные линии, то к концу все свелось почти к полному отсутствию сюжетных линий, замененных беспрерывными кровопусканиями и совокуплениями. Смотреть стало просто не интересно.
В принципе, сериал не заслуживает того, чтоб его разбирать с разных позиций. Это просто «смотрилово» для невзыскательного зрителя.
А ведь можно было сделать, как в «Храбром сердце» Гибсона. Там ведь тоже экранизация не истории Уильяма Уоллеса, о котором известно довольно мало, а легенд о нем. Эти самые легенды (типа про его жену, убитую англичанами) удачно совмещены с историческими фактами. И не так уж бьет в глаз, что битва при Стерлинге показана исторически не верно. Там была река и мост через нее. Англичане пошли по мосту, а на них по обоим берегам с двух сторон ударили шотландцы, что и предопределило победу. Но это простительно — Гибсон объяснил, что на мост и реку у него просто не хватило денег. Зато весь антураж и персонажи вызывают ощущение реальности, хоть шотландцы в то время не носили юбок. Дело в общей атмосфере фильма.
В «Спартаке» вполне можно было пойти таким же путем. Но тогда бы это было кино. И авторы решили, что аттракцион для них предпочтительней. Спору нет, своего зрителя он нашел. Но даже с «Игрой престолов» я его не стал бы сравнивать. «Престолы» — откровенная условная стилизация под средневековую Европу со всеми ее интригами и конфликтами, плюс немного фэнтези. А «Спартак», как принято писать в титрах, — «основано на реальных событиях». Но высосанная из пальца, не вполне сочетающаяся даже со своим книжным источником «Игра престолов» воспринимается куда реальнее, чем киношка про одно из самых знаменитых исторических событий из Римской истории. Сериал «Спартак» — это сказка для не очень умных взрослых.