У германской пропагандистской машины времен Третьего Рейха было два союзника: печатные издания и радио. С их помощью транслировалась повестка и до умов миллионов граждан доносилась «правильная информация». Не дотянул «тысячелетний рейх» до эпохи массового телевидения и глобальной сети — до пост-гутенберговской эпохи во всех ее изводах. Создатели компьютерных шутеров, кстати, не раз на эту тему фантазировали, создавая свои антиутопические миры. В той же стрелялке «Wolfenstein: The New Order» действие происходит в 60-х, и там нацисты не проиграли, а доросли до СШГ — Соединенных Штатов Германии. Есть у них там и Интернет, и телевидение, и всевозможные дроны. Но это фантазии художественные, а у нас под боком — наследники Геббельса, что совсем не новость. По данным новостного сайта PR Week, в пропагандистскую работу после начала спецоперации включились более 150 украинских пиар-компаний. Это только на информационный блицкриг было столько брошено, и все эти ядовитые семена попали в благодатную почву, которую киевские пропагандисты обрабатывали с 2014 года. Выпускников журфака университета имени Шевченко не брали на работу в ведущие издания и на телевидение, если они не проходили экзамена на профпригодность к созданию фейков.
«Минимум 5 из 10 новостей в программе у нас должно было быть связано с Россией, причем исключительно в негативном плане», — вспоминал экс-редактор итогового выпуска новостей одного из ведущих телеканалов Украины.
Транслировались новости в духе: «Ростовский депутат рассказал, как он мечтает о том, чтобы Ростовская область вошла в состав Украины», «Командир одной из российских частей заявил, что «русский произвол в Крыму задолбал» и что он мечтает служить в украинской армии». И депутат, и военный, понятное дело, липовые. «Россия отняла у нас Крым, чтобы создать там зону проституции», — вещал экономист Дмитрий Потехин на одном из телеканалов. Ну и страшилки в духе: «На территории Крыма построен концлагерь, всех заставляют петь гимн РФ и если поют плохо, то отрезают языки».
К чему мы все это подводим? К тому, что украинский черный политический пиар и пропаганда — всего лишь «славный» наследник геббельсовской фабрики лжи. Мы подробно рассказывали о пропагандистском аппарате Третьего Рейха в одном из материалов. Рассказывали также о роли бандеровцев в формировании нацистской повестки на территории Украины. Но чтобы лучше понять феномен, нужно изучить не только контекст, но и суперзвезд немецкой пропаганды, бабушки киевской лжи. В первую очередь, это газета Völkischer Beobachter (Фелькишер беобахтер), печатный орган НСДАП, главная газета для миллионов немцев — гражданских и военных. Это наглядный пример того, как провинциальная малотиражка, попав в умелые руки, может стать мощным оружием в руках преступного режима.
Одно небольшое отступление: в настоящее время некто использует немецкий бренд, чтобы лить в социальных сетях грязь на Россию, на нашу Армию и штамповать фейки явной проукраинской направленности. На мой взгляд, это никакие не матерые пропагандисты, а некие психически неуравновешенные ловцы хайпа с полной конспирологией головного мозга в терминальной стадии. На этом сходство немецкого Völkischer Beobachter и симулякра «völkischer beobachter» заканчивается.
Но факт остается фактом: Völkischer Beobachter — очень сильный бренд, имя нарицательное, газета, по которой до сих пор можно учиться искусству введения масс в заблуждение.
Чтобы лучше понимать темпы и масштабы развития газеты, нужно изучить генезис. При канцлере Отто фон Бисмарке, в 1887 году, в Мюнхене была основана пригородная газета «Мюнхенский обозреватель» (Münchner Beobachter). Типичный провинциальный листок для непритязательных бюргеров. Дежурные новости, сплетни, газетные утки, жареные факты, кроссворды, гороскопы. В 1900-м году газету приобрел некий Франц Эер. В годы Первой Мировой «Мюнхенский обозреватель» освещал события на фронте. Самое интересное началось после 1918 года, когда газету купил Рудольф фон Зеботтендорф, основатель оккультистского Общества Туле, из-под крыла которого вышло много видных членов нацистской партии (НСДАП). Идеологическая платформа Общества Туле — масонство, суфизм, алхимия, антибольшевизм, антисемитизм. Это идейная закваска всей верхушки Третьего Рейха и всех, кто под ними. Зеботтендорф мечтал об «Альгадоме», «земном царстве, свидетельствующем о возрождение духа цивилизации Туле, империи всех немцев». Газету переименовали в Völkischer Beobachter, что дословно значит «народный обозреватель», а если точнее «обозреватель для наших, а не для чужих».
Völkischer Beobachter, став на короткое время листком Общества Туле, транслировала мистицизм, прото-нацизм и антисемитизм, но пока не в массы, а больше для своих — узкого круга эзотериков-архитекторов будущего. Забежим немного вперед: в 1933 году Зеботтендорф выпустил книгу «До прихода Гитлера: документы раннего периода национал-социалистического движения», которую тут же запретили в Третьем Рейхе, а автора арестовало Гестапо. Однако каким-то неведомым образом он бежал в Турцию, с 1942 года работал на Абвер, 8 мая 1945 года покончил жизнь самоубийством, прыгнув в пролив Босфор, по другой версии — смерть была инсценирована турецкой разведкой, и на самом деле основатель Общества Туле дожил до 50-х.
В любом случае, Зеботтендорф прогрел «Мюнхенского обозревателя» до нужного градуса. В 1920-м году газета влачила жалкое существование, отягощенное царящей в послевоенной Германии гиперинфляции. Ее за копейки купили члены НСДАП Дитрих Эккарт и Эрнст Рем (соратник Гитлера, которого тот уберет в «Ночь длинных ножей»). Так Völkischer Beobachter стала партийным листком нацистской партии. В 1921 году контроль над газетой установил 32-летний Адольф Гитлер. Газету очень любили бюргеры с уязвленным чувством национальной гордости. Антисемиты, франкофобы, русофобы, антибольшевики, они вскоре станут главным электоратом пламенного Адольфа. Все проблемы Германии объяснялись через призму конспирологии, и это очень нравилось бюргерам.
Тиражи газеты стремительно росли — прямо пропорционально росту популярности Гитлера-оратора. После провалившегося Пивного путча 9 ноября 1923 года, когда Гитлер и сотоварищи впервые попробовали устроить госпереворот, газету запретили.
Совсем другая история началась в 1925 году. После снятия запрета и выхода Гитлера из тюрьмы, Völkischer Beobachter понеслась по автобану нацистской пропаганды со сверхзвуковой скоростью. В 1925-м вышла передовица Гитлера «Новое начало», в 1929-м Völkischer Beobachter стала берлинским изданием и обзавелась филиалами, к 1931 году тираж вырос до 120 тысяч экземпляров. Völkischer Beobachter сыграла важную роль в победе Гитлера на выборах. Напомню: он стал канцлером демократическим путем, это уже после он устроил переворот, и стал единовластным диктатором.
Можно сказать, история современных политтехнологий берет начало с тех времен. Черный пиар, хлесткие слоганы, буклеты «Голосуй за…», встречи с народом. Völkischer Beobachter в те дни работала день и ночь. Гитлер в ходе предвыборной кампании исколесил всю Германию, выступал с речами, посещал митинги, здоровался за руку с простыми рабочими и банкирами, давал автографы экзальтированным дамочкам и юным пламенным нацистам, позировал для фото и даже целовал младенцев на камеру. Обещал высокий уровень жизни, искоренить безработицу, построить новые дороги, поднять промышленность на новый уровень. То есть не стоит забывать, что пиар-кампания проходила под знаком не разрушения, а якобы созидания, и что свою истинную сущность нацизм проявит уже когда все нити управления страной окажутся в руках Адольфа. Рекомендую к просмотру фильм «Он снова здесь» Давида Внендта. Там хорошо разбирается феномен пиара в целом и роли харизматического лидера в частности. Напомню: предвыборная кампания Зеленского ведь тоже проходила под знаком «За все хорошее»: прекратить огонь на Донбассе, культивировать народовластие, внедрить равенство и справедливость, референдумы, обеспечить Украину газом и сделать ее европейским экспортером. Сегодня мы наблюдаем, увы, совсем другую картину.
Хотя стоит отметить, что Гитлер лупил из всех орудий. С фасадной стороны разъезжал по стране волшебник, который обещал рай на земле. А в это время его подручные устраивали провокации, очерняли своих оппонентов, прибегали к силовым методам. К примеру, после поджога Рейхстага, ответственность за который свалили на коммунистов, резко возрос рейтинг НСДАП. На улицах нацистские штурмовики из СА устраивали террор, репрессии и пропаганду, вскоре к ним подключились СС. Это к вопросу, почему на Украине так разгулялись нацбаты? Потому что они «транслировали повестку» своими эффективными методами. Против лома нет приема.
В январе 1933 года Гитлер стал канцлером Германии. Это были последние многопартийные выборы вплоть до 1990 года. В марте 1933 года фюрер получил диктаторские полномочия, задавив всех своих оппонентов в прямом и переносном смысле. Völkischer Beobachter из партийного листка превратилась в правительственную газету. Теперь гражданин Германии был обязан выписывать Völkischer Beobachter под страхом репрессий. «Народная же газета. Вы что, не с народом?», — стучались в дома гитлеровские почтальоны и коммивояжеры. С этого времени газета шла единым информационным фронтом вместе с немецким радио. В каждом доме был радиоприемник, а значит в каждой семье вещал Гитлер. С первых дней Второй мировой войны Völkischer Beobachter описывала победы германской армии, не опираясь на достоверные факты. Точно так же, как сейчас делают украинские СМИ. Что написала газета после сокрушительного поражения немцев под Сталинградом в феврале 1943 года, когда скрывать правду было уже невозможно?
2 февраля 1943 года вышла колонка Альфреда Розенберга под заголовком «Наши солдаты умерли для того, чтобы Германия жила!».
«Как короли, рыцари и всадники Бургундии в чужой земле до последнего против гуннов боролись, так боролась Шестая Армия в Сталинграде с миллионной армией большевиков. Они сражались, падали или вставали, израненные и выбившиеся из сил в городе, который также носит имя нашего врага, как во времена Нибелунгов», — писал Розенберг.
Что писала Völkischer Beobachter в последующих выпусках? Что готовится крупное контрнаступление немецкой армии, которое позволит отвоевать Сталинград и другие территории, занятые Красной Армией. Ничего не напоминает? Как мы знаем, с 1943 года РККА гнала немцев вплоть до Берлина. Пока Вермахт терпел поражение за поражением, Völkischer Beobachter писала о победах, что, дескать, идет контрнаступление, что скоро гансы победят и вернутся домой. И ведь большинство немцев верили этому. Не стоит удивляться — других источников информации у них не было. Полнейший вакуум. Когда Красная Армия вошла в Берлин, многих это настолько потрясло, что вспыхнула волна суицидов. Разрыв между немецкой пропагандой и реальностью был чудовищным.
Последний номер Völkischer Beobachter сдали в печать 30 апреля 1945 года. На первой полосе — кричащий заголовок «Бунт трусливых дезертиров в Мюнхене подавлен!». Он так и не вышел по объективным причинам. После прихода советской армии сотрудники всех филиалов газеты — берлинского, мюнхенского, северогерманского, южногерманского и венского, либо разбежались, либо мимикрировали.
Так закончилась 58-летняя история газеты, прошедшей путь от желтой прессы до центрального пропагандистского издания. Интересно, что будут делать украинские пропагандисты после СВО? Разбегутся, или переобуются? Время покажет.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.
Биография автора:
Михаил Михайлович Ходаренок — военный обозреватель «Газеты.Ru», полковник в отставке.
Окончил Минское высшее инженерное зенитное ракетное училище (1976).
Военную командную академию ПВО (1986).
Командир зенитного ракетного дивизиона С-75 (1980–1983).
Заместитель командира зенитного ракетного полка (1986–1988).
Старший офицер Главного штаба Войск ПВО (1988–1992).
Офицер главного оперативного управления Генерального штаба (1992–2000).
Выпускник Военной академии Генерального штаба Вооруженных сил России (1998).
Обозреватель «Независимой газеты» (2000–2003).
Главный редактор газеты «Военно-промышленный курьер» (2010–2015).