Меловые горы, Чапаев и АЭС:
вояж по Саратовской области
Елена Громова
«О регионе знают немного, но сарафанное радио работает хорошо. Мы спрашиваем у гостей, почему они решили приехать к нам. Оказывается, у многих здесь отдыхали знакомые», — говорит Виктория Бородянская, председатель комитета по туризму области.
Саратов и окрестности — вариант для отпуска действительно неочевидный, но неплохой. Там есть горнолыжный курорт, АЭС, куда водят экскурсии, а в местных галереях — полотна Петрова-Водкина, Рубенса, Айвазовского. В каком музее водятся привидения, где приземлился Гагарин и куда отправиться, чтобы покататься на тюбингах, — в материале РИА Новости.
Шмидт, Табаков и Янковский
Саратов похож на лабиринт: улицы узкие, некоторые односторонние. Поездка на машине превращается в квест — проще гулять по центру пешком.
Много купеческих домов — и каждый хранит историю семьи, жившей тут много лет назад. Если времени у вас мало, пройдитесь хотя бы по Волжской улице — красивых особняков там хватает. Например, Петра Шмидта, зажиточного мукомола.
Шмидты были владельцами заводов и пароходов. Дети в этой семье учились за рубежом, но возвращались в Саратов.
В нескольких шагах от серого здания — храм «Утоли моя печали», яркий, похожий на пряничный домик.
А еще старинный парк «Липки», названный так, потому что первыми здесь посадили липы. Ростки высыхали, приходилось высаживать заново — у многих даже появились меценаты.
«Под каждое дерево один раз в неделю надо было выливать три ведра воды из Волги — дорогое было удовольствие», — поясняет экскурсовод Елена.
Саратовцы не забывают земляков и знаменитостей, чья судьба тесно связана с городом, ставят им памятники.
Так, возле академического театра оперы и балета — бронзовый Олег Табаков. У него блестит нос. Видимо, по инерции отполировали, ведь считается, что на удачу надо прикоснуться к мордочке кота Матроскина — он тут же, рядом.
Олега Янковского запечатлели в образе барона Мюнхгаузена: памятник стоит в сквере у Театра драмы имени Ивана Слонова, где когда-то служил актер.
Пирожное и калач
Туристы начитались о знаменитом пирожном «Волга», которое готовят в Саратове, и донимают экскурсоводов расспросами, как же его попробовать. Гиды вам, конечно, расскажут о кондитерской на Кировском проспекте. Но местные не понимают, почему именно «Волга» так популярна — в городе много кафе, сладости на любой вкус. Зачем себя ограничивать только одним пирожным?
К тому же кулинарная визитка региона другая — это местный вариант калача. Но найти его на прилавках магазинов — задача непростая. Рецепт слишком сложный, и мука не всякая подойдет. Зато проверить, настоящий ли калач, легко — надо нажать на него посильнее. Правильно приготовленный быстро восстановит форму.
Привидения в музее
В городе интересные музеи. Пускают по QR-коду, еще на входе измерят температуру. Социальную дистанцию тоже никто не отменял. Туристы к этому уже привыкли — все стандартно.
На Саратовский художественный музей имени Радищева закладывайте часа три. Его называют «Поволжским Эрмитажем» — комплимент заслуженный. Рубенс, Роден, Айвазовский, Репин — далеко не полный список мастеров, представленных в экспозиции.
Обратите особое внимание на «Мечту» Василия Поленова в оригинальной раме — это один из лучших вариантов, а также «Дождь. Буря» Исаака Левитана, «За приворотным зельем» Михаила Нестерова.
В музее даже парадная лестница — арт-объект: чугунная, с завитками. Изготовили ее на заводе Анны Чирихиной, бизнесвумен конца XIX столетия.
Не послушаете, как звучит саратовская гармонь, не поймете эту землю. Так что Музей гармоники имени Андрея и Владимира Комаровых — обязательный пункт в программе. Повезет, если вас встретит директор Никитин Павел Владимирович. Его экскурсии — настоящий спектакль, кульминация — игра на гармошке, изготовленной мастером Смолиным лет сто назад. Несмотря на возраст, у нее, как выражается Никитин, «богатый, мясистый звук».
История региона оживает в Музее краеведения. Почти в прямом смысле слова. Сотрудники музея уверяют, что здесь есть привидения. Одно из них поселилось в зале, посвященном Петру Столыпину. По ночам в пустом помещении срабатывает сигнализация. Поверить в то, что она реагирует на присутствие потусторонних сил, легко. Здесь кресло, на которое упал смертельно раненный премьер-министр, и шинель с пятнами его крови.
Столыпин три года был губернатором Саратова.
Еще в краеведческом музее есть настоящий Як-18. Больше таких нигде не осталось. Но ценность экспоната в другом — на этой машине Юрий Гагарин совершил первый самостоятельный полет.
Космическая земля
Гагарин не только учился летать в Саратовской области. Двенадцатого апреля 1961-го, первым в мире побывав в космосе, он тут приземлился — недалеко от города Энгельса.
Героя там не ждали.
Маршрут изменился из-за сбоя. В итоге на Земле первого космонавта встретили жена лесника Анна Тахтарова и ее внучка Рита — они копали картошку невдалеке, услышали шум и побежали посмотреть, что же произошло.
Сейчас в поле — Парк покорителей космоса. На месте приземления — стела и памятник. Вокруг — путь «108 минут», столько продолжался полет Гагарина. На плитке, которой выложена дорога, есть стенограмма разговоров космонавта с теми, кто помогал ему с Земли.
Капсула, из которой катапультировался Гагарин, опустилась в четырех километрах от него. Там установили макет спускаемого аппарата.
Чапаев и атомная энергия
В Саратовской области, рядом с Балаково — АЭС, одна из самых крупных в России. Сюда водят экскурсии. О том, как тут все устроено, рассказывают в информационном центре.
Главный экспонат — тепловыделяющая сборка высотой в три метра: 312 циркониевых трубок, в них закладывают урановые топливные таблетки. Таких конструкций в одном реакторе — 163. А реакторов на Балаковской АЭС четыре.
В инфоцентре также есть макет энергоблока — в сорок раз меньше оригинала.
Посетителям предлагают воспользоваться датчиком радиации и сравнить, что больше фонит: муфта газокалильной лампы, камень или урановая руда, а также просканировать себя.
«Во мне радиации больше, чем в граните из Норвегии», — смеется турист Борис Петров.
Прославил Балаково и Василий Чапаев. Он здесь учился и женился. В городе сохранился домик его родителей — стоит он рядом с жилыми многоэтажками.
На входе — несколько портретов командира Красной армии. Их написал Геннадий Голобоков. Кисть художник держал в зубах — в детстве он сломал позвоночник и с тех пор был почти полностью обездвижен.
Сказочный лес и Петров-Водкин
Из Балаково до Хвалынска ехать около часа. Это север области. В Саратове в конце ноября может быть градуса три выше нуля, а в Хвалынске уже настоящие морозы и много снега.
Если любите кататься на горных лыжах и тюбинге, вам тут понравится. Правда, искать возвышенности как в Сибири или на Кавказе не стоит. Здешние горы — меловые холмы, они не такие высокие.
Рядом с городом национальный парк, там 20 экологических троп. Маршрут «Заповедный край» проходит через смешанный лес и сосновый бор. Туристы также спускаются по меловой горе Богданихе на равнину, где сохранились деревья купеческих садов. Ландшафт меняется быстро, весь путь — лишь полтора километра.
Самый знаменитый выходец из Хвалынска — Кузьма Петров-Водкин, автор «Купания красного коня». В местной галерее есть ранняя и одна из последних картин художника — можно увидеть, как развивался его стиль.
В коллекции имеется и «Динарий кесаря» — копия полотна Тициана, которую 17-летний Петров-Водкин написал с черно-белой гравюры.
«Увидев оригинал, он был поражен — ему удалось угадать практически все цвета. Единственное, с хитоном Христа ошибся», — говорит Грибанова Марина, научный сотрудник музея.
В экспозиции также работы других художников, предметы старины, а также иконы и скульптуры из храмов старообрядцев.
Благодарим за помощь в подготовке материала федеральное агентство по туризму (Ростуризм).