«ПРЕДПОЧИТАЮ СОЛЬНЫЕ КОНЦЕРТЫ»
— Стас, вы ездите с концертами по всему миру. Скажите, есть ли для вас разница между выступлениями в родном городе и всеми прочими?
— По моему личному ощущению, Питер — это что-то уютное, спокойное, более удобное, нежели та же Москва. Все-таки это мой родной город. Я все здесь знаю, понимаю и не сомневаюсь, что у меня всякий раз получается достучаться до петербургской аудитории. Обычно базовые концерты у большинства артистов проходят в столице. Для них готовится основная масса постановочных элементов, разных спецэффектов. В других городах мы редко что-то добавляем в этот костяк. Однако в Петербурге дело никогда не обходится без сюрпризов.
— Чем же удивляете публику родного города?
— Мне прекрасно известно, что петербургский зритель — особенный, он очень любит адресные, интересные, авангардные вещи. Поэтому мы с моей командой непременно добавляем в наше шоу большое количество фишек, разных небанальных решений, которых прежде на выступлениях не было.
— Кстати, сегодня во всем мире модно показывать во время концертов разные шоу-программы: танцевать, использовать пиротехнику и так далее. Как вы относитесь к этому тренду?
— Абсолютно нормально. Мне кажется, что в формате той конкуренции, которая существует в современном мире, при том огромном количестве концертов, которые мы можем наблюдать, нужно как-то привлекать к себе внимание, чем-то удивлять зрителей. В том числе и масштабностью. Но одно шоу другому — рознь. Допустим, у одного артиста на концерте выступят 50 танцоров балета в перьях, а у другого мы увидим оригинальные световые решения. Так что у каждого свои приемы. И к каким-то я отношусь с большей симпатией, а к каким-то — с меньшей.
— К слову, вы частый гость на сборных концертах, музыкальных фестивалях. Выступаете на одной сцене с другими звездами, исполняете по две-три песни. Как относитесь к подобному формату?
— Я, конечно, предпочитаю свои сольные концерты, так как они дают мне возможность рассказать в песнях историю своей жизни. Раскрываться в «коротком формате» сложнее, но с точки зрения зрелищности, мне кажется, наоборот, интереснее.
— Вы уже давно стали «своим» в звездной тусовке. С кем из коллег по сцене у вас сложились дружеские отношения? И что вы вообще вкладываете в понятие дружбы?
— Дружба для меня — это взаимный обмен, личностное развитие и взгляд в одну сторону. И я могу назвать себя счастливым человеком, поскольку друзей у меня очень много. И с годами этот круг только расширяется. Поэтому всех перечислить не смогу. Скажу лишь, что дружу с Ирой Дубцовой, с которой я познакомился еще во времена «Фабрики звезд», со Славой, Кристиной Орбакайте, с Валерией — и всей ее семьей. Мы уже успели проявить себя в разных ситуациях и показали себя друг перед другом честными и достойными людьми. Вообще у нас нет врагов, у нас только друзья. (Улыбается.)
НЕДОСЯГАЕМЫЙ ТУЗ
— Вы часто принимаете участие в разного рода вокальных шоу. В этом году достаточно долго продержались во втором сезоне проекта «Маска», а пару лет назад дошли до финала в проекте «Три аккорда». Вы получили особый приз жюри, но главным победителем стал все же Николай Фоменко. Как восприняли этот результат?
— Мне было обидно, что я не занял тогда первое место, потому что искренне считаю, что победил. Думаю, первое место спокойно можно было разделить между мной и Николаем. Не буду рассказывать всего, что было в шоу, но замечу, что к нам на один или два дня пришел приглашенный член жюри, который сказал, что ему что-то не понравилось в трактовке песни, хотя мой голос поразил. И после моего исполнения он уточнил: «Что ты хочешь получить?» Я не мог покривить душой и ответил честно — туза. Но звезде не понравился этот ответ, и он поставил мне короля. Это был единственный сниженный балл, который я таким странным образом получил за весь проект. Тогда удивились все постоянные члены жюри — и Александр Новиков, и Михаил Шуфутинский, и Александр Розенбаум. Но именно из-за этого я не стал победителем. Хотя у меня тем не менее есть статуэтка «Лучший по мнению жюри».
— Какой из образов, какая песня в том проекте вас действительно захватили? И почему?
— Практически все. Если говорить о лирике, то это, безусловно, будет песня Игоря Талькова. В детстве я слушал и искренне любил его творения. И когда исполнил «Я вернусь» на проекте, мне позвонило много больших артистов, которые поблагодарили меня за то, что я доставил им удовольствие. Если же брать какие-то более игровые истории, то на шоу «Три аккорда» их была масса! «Свадьба» Ноговицына, «Песня настоящего индейца» и наша невероятная постановка с психушкой, очень крутая песня «Ботик» Визбора в трактовке Сукачева, которую мы тоже очень живо поставили. Сложно что-то выбрать… И даже песня Анатолия Крупнова «Я остаюсь», которую я очень люблю с 1990‑х годов. Мне тоже удалось сделать номер, хотя я участвовал в нем один, без шоу. Ну и родная «Мама» — это вообще песня, которую написал мой дедушка, а исполняла Эдита. Так что почти все песни оставили после себя приятное послевкусие.
«Я ОТКРЫТ ДЛЯ НОВОГО»
— Возможно, в ближайшее время порадуете своих поклонников еще участием в каком-то проекте? Что вам еще интересно из телеисторий?
— В ближайшее время проектов точно не планируется. Но кто знает, как повернется жизнь, — может, завтра я соглашусь принять участие в каком-нибудь экстремальном телешоу наподобие «Форта Боярд». (Улыбается.) Я всегда открыт для нового. Это понятно уже по тому, что я практически без раздумий согласился попробовать себя в таком музыкальном жанре, как шансон, и в необычном проекте «Маска».
— Стас, вы ведь пишете стихи, даже выпускаете книги. Чем для вас является поэзия?
— Поэзия — способ самореализации и отражение моего внутреннего мира. Я пишу вот уже 30 лет, и мне не стыдно за то, что я делаю.
— Творчество каких поэтов вам близко?
— Мне интересны стихи многих поэтов. Среди них Иосиф Бродский, Николай Гумилев, Юнна Мориц. А из современных авторов поэтическим даром, несомненно, обладает Вера Полозкова.
«ОБОЖАЮ ПЕТРОГРАДКУ»
— Вы уже давно живете в Москве. Легко привыкли к столичному ритму, или Петербург все же «зовет» обратно?
— Я очень привык к столице и ее атмосфере. Мне там действительно комфортно, и я успеваю сделать много дел. Поэтому в любом другом городе мира я могу спокойно отдыхать, но вот постоянно жить на пониженных скоростях разучился. Москва меня закалила.
— Как часто бываете в городе детства? Есть ли какие-то места в Питере, куда приходите помечтать, побыть наедине с собой?
— Да, я часто бываю в Петербурге. Здесь я могу помечтать, помедитировать, погрузиться в свои размышления. Это город самых разных эмоций. Здесь происходили различные важные для меня события — и радостные, и грустные. Я обожаю Петроградку, конечно же, наш великолепный центр, очень мне нравятся и места в районе станций метро «Пионерская» и «Удельная». К примеру, парк Челюскинцев… Весь Питер — это воспоминания, своего рода смотровая площадка для меня.
ЛУЧШЕ ЧИТАТЬ, ЧЕМ ГОТОВИТЬ
— У вас подрастает сынишка. Похож ли он на вас?
— Петр живой, любознательный, подвижный, с хорошим музыкальным слухом — благо есть в кого. Он вообще очень похож на меня в детстве. Пете нужно все узнать, все везде изведать. Он видит цель и не видит препятствий. А еще с ним достаточно сложно договариваться — и этим он тоже пошел в меня. Помню, в детстве я был крайне упрямым и активным. (Улыбается.)
— А сейчас вы насколько активны — спортом занимаетесь?
— Пару лет назад я наконец-то воплотил в реальность свою детскую мечту: занялся боксом. Становиться мастером спорта у меня в планах, конечно же, нет, но я хочу научиться основам. Бокс — своего рода искусство. И я, как творческий человек, хочу его освоить. Например, научиться боксировать красиво. Так что бокс позволяет мне не только развивать эстетическую составляющую, как раньше в спортзале. А вообще я всегда был достаточно спортивным: гири, гантели, штанги. У меня дома есть отдельный уголок, специально для занятий.
— Мужчины обычно лучшие повара, нежели женщины. Любите ли вы готовить?
— Готовка как-то прошла мимо меня. Вечные разъезды по гастролям с раннего возраста, ограниченное время из-за насыщенного графика не позволяют мне в полной мере прокачать этот навык. Сейчас я лучше предпочту лишний час потратить на чтение книги, а готовку оставлю профессионалам.
«ПРАЗДНИК БАБУШКИ — ВАЖНОЕ ДЛЯ НАС СОБЫТИЕ»
— Сегодня все чаще можно услышать о том, что институт семьи прекратил свое существование. Верите ли вы в счастливый семейный союз?
— Раньше были какие-то определенные обстоятельства, при которых люди соединяли свои судьбы. Зачастую даже не они сами делали выбор, а кто-то принимал решение за них. В любом случае в отношениях была определенная выгода. Замужем за мужчиной — то есть мужчина добывал, а женщина сохраняла. Теперь же женщины делают все то же самое, что раньше входило в обязанности мужчины: они работают, занимаются политикой, участвуют в боях без правил… Сейчас нет прежнего распределения ролей. И мне очень сложно понять, что сегодня может долго удержать людей в браке. Мне кажется, что только какая-то очень скрупулезная работа над отношениями может сделать брак действительно долгим. Ох, этой теме я бы посвятил отдельное интервью…
— Раз уж мы заговорили о семье, не могу не спросить, как часто вам удается видеться с сестрой, с мамой, с бабушкой. Как именно проводите совместные встречи?
— Последняя наша общая встреча состоялась на дне рождения Эдиты Станиславовны. Впервые за долгое время мы встретились всей семьей. Из-за насыщенного графика и жизни в разных городах и странах собраться всем вместе нам практически нереально. Поэтому праздник бабушки давно стал для нас очень важным событием. Если же говорить об отдельных встречах, чаще всего я вижусь с сестрой Эрикой — мы вместе работаем, и она чуть ли не самая важная часть нашего коллектива!