Ольга Владимировна, на уровне страны сейчас много говорят о модернизации психоневрологических интернатов. Почему назрела такая необходимость?
- Дело в том, что все эти учреждения долгое время находись на задворках - в советское время тема психоневрологических интернатов никогда не поднималась. После долгого застоя произошел всплеск.
В последнее время общественные и волонтёрские организации активно муссируют работу психоневрологических интернатов, эта тема становится интересна многим. В Воронежской области работает 15 психоневрологических интернатов, в которых проживают более двух тысяч человек с психоневрологическими заболеваниями первой и второй групп инвалидности. Это люди, требующие постоянного ухода. Родственники их обычно посещают, приносят вкусненькое, а иногда забирают домой. Всего же на учёте в психоневрологическом диспансере числятся более 50 тысяч жителей региона, то есть в интернатах находится не более 5% людей с ментальными отклонениями.
В чем сущность модернизации?
- Модернизация подразумевает большую гибкость и открытость. Это необходимо, потому что в советское время дом-интернат – это учреждение за высоким забором, куда прорваться и откуда вызваться было нельзя. Уход на самом деле осуществлялся там очень качественно, но больше ничего не происходило.
Сейчас в Воронеже осуществляется допуск волонтеров и активистов «Общественного народного фронта» в дома-интернаты. Но надо отметить, что пока мы не поднимали тему социализации воспитанников, желающих попасть в дома-интернаты в качестве волонтеров либо просто посетителей не было. Ведь долгое время граждане с ментальными нарушениями считались чуть ли не изгоями – для общества было неприемлемо то, чтобы рядом проживал человек с психоневрологическими недугами, тем более была невозможна социализация таких людей. И когда стало меняться общество, люди начали осознавать, что готовы помогать особенным.
Материально-техническую базу мы, как хозяйственники, должны обеспечить. Одна из важных мер модернизации – это ремонт стационаров, предоставление условий для комфортного проживания. Психоневрологические интернаты обычно размещаются в зданиях XVIII-XIX веков постройки, они уже не отвечают современным требованиям. Чаще в них коридорная система с комнатами, а хотелось бы создать большую автономность. В этом направлении мы и будем двигаться.
Врачей часто упрекают, пациентам психоневрологических интернатов ставят уколы, чтобы они успокоились. В отличие от дома-интерната общего типа, в психоневрологическом интернате часто находятся очень молодые и активные люди. Для них нужно организовывать много мероприятий, чтобы воспитанники уставали и отпадала необходимость делать им успокоительные уколы. Изменения должны быть не только в отношении деятельности самих ПНИ. Люди, страдающие психическими расстройствами, должны посещать спортивные секции, культурные мероприятия, получать образование вне стен интерната. Важно осуществить индивидуальный подход к каждому получателю социальных услуг, предоставить возможности самореализации.
- Как меняются воронежские психоневрологические интернаты?
- Модернизация ПНИ уже началась: весной 2019 года Роструд, Роздравнадзор и Роспотребнадзор провели проверку деятельности психоневрологических интернатов на соблюдение прав граждан. Специалисты Национального медицинского исследовательского центра психиатрии и наркологии имени Сербского проверяли способность пациентов к социализации.
В Новохопёрском и Воробьёвском интернатах организованы сопровождаемое трудоустройство и тренировочные квартиры, в которых несколько воспитанников, проживая отдельно, учатся вести быт. Так, в Новохопёрске бывшая воспитанница интерната работает уборщицей. Она истосковалась по работе, с удовольствием носит форму, подметает, следит за тем, чтобы её соседи не мусорили. Она оказалась очень социализированной в этом плане. Воспитанник Боровского интерната подрабатывает у фермера-соседа – кормит птиц. Сначала он выполнял эту работу на общественных началах, а сейчас с ним заключают трудовой договор. Этот человек очень любит птиц, так что фермер может быть спокоен – пернатые в хороших руках.
Эти примеры – штучные. Нельзя сказать, что такие решения примут для всех. Но, узнав, к чему склонен человек, можно подобрать для него труд. Наша задача - дать им эту возможность. Интернаты в Новохопёрске и Воробьёвке были выбраны потому, что там изначально и руководители, и персонал были активны. Легче отрабатывать новинки с теми, кто уже прошёл полдороги. Остальные интернаты продолжают подключаться к модернизации.
Мы стараемся вовлекать жильцов домов-интернатов в социальную жизнь: организовывать для них и спортивные соревнования, и туристические поездки, и конкурсы. Они прекрасно на всё это отзываются. Например, в этом году в Воробьёвском психоневрологическом интернате прошёл первый в регионе конкурс красоты. Стеснительные девочки раскрылись, начали общаться, танцевать с малознакомыми людьми. Социализация – это общение, нельзя социализироваться в закрытом помещении. Поэтому выезды в город, походы с сопровождающими в магазин за нужными продуктами – это и есть та долгая кропотливая работа, которая приводит к социализации. Активные получатели услуг участвуют в творческом фестивале «Радуга жизни», который проводится для людей с ограниченными возможностями здоровья в рамках госпрограммы Воронежской области «Доступная среда», туристическом слёте «Живи в тонусе» в Воробьёвском районе, во Всероссийской специальной олимпиаде для граждан с ограниченными возможностями здоровья в Санкт-Петербурге. То есть то, что доступно человеку в обычной жизни, этим людям надо дать возможность попробовать.