Новости партнеров
Прослушать статью

В чем сила? Как поражение в войне за Нагорный Карабах изменило расклад сил в армянской политике

Фото: Reuters

15 июня Армения отмечает национальный праздник — День государственного флага. В этом году он может стать поводом задуматься, с какой идеи и по какому вектору будет в дальнейшем развиваться закавказская республика. Уже 20 июня ее граждане переизберут парламент, который будет определять судьбу страны в ближайшие пять лет. Внеочередным парламентским выборам предшествовал длительный политический кризис, вызванный поражением в войне за Нагорный Карабах с Азербайджаном. «Лента.ру» разобралась, как эта война повлияла на настроения граждан и предвыборные расклады в республике.

На границе и за ее пределами

Армянская диаспора — одна из крупнейших в мире. В самой республике армян живет в разы меньше, чем за рубежом. Если в Армении сейчас проживает 2,9 миллиона человек, то в США около двух миллионов, в России армян почти 1,2 миллиона, еще 700 тысяч — во Франции. Это оказывает серьезное влияние на национальную идентичность армян.

Для армянских диаспор очень характерен патриотизм. Даже живя за границей десятки лет, ее представители продолжают внимательно следить за новостями из родной страны. Это хорошо продемонстрировало осеннее обострение нагорно-карабахского конфликта. Силами диаспоры была собрана значительная материальная помощь (после войны ее собирали и для беженцев из Нагорного Карабаха). Одна только российская армянская диаспора заявила, что около 20 тысяч армян из России готовы отправиться добровольцами в зону конфликта.

Однако перелома, благодаря помощи диаспоры, добиться не удалось. Дело в том, что в период премьерства Никола Пашиняна, пришедшего к власти на волне бархатной революции в 2018 году, вопрос обороны политизировался. При нем сменилось три руководителя разведки, последний из которых, по словам военного эксперта Евгения Крутикова, оказался чисто политическим назначенцем.

Кроме того, Крутиков отмечает, что в последние полгода в Генеральном штабе Вооруженных сил Армении прошли массовые увольнения офицеров, обучавшихся в свое время в Москве. Предлогом послужила свадьба дочери начальника Генерального штаба, на которой якобы не соблюдались правила поведения при пандемии коронавируса.

Наступать нельзя сдаваться

При этом, несмотря на скромность оборонных бюджетов, перед войной Вооруженные силы Армении были вполне боеспособны. По данным рейтинга Global Firepower, численно она насчитывает 45 тысяч человек. Еще 200 тысяч человек значатся в подготовленном резерве. И почти 1,5 миллиона армян годны к армейской службе по возрасту и состоянию здоровья. В распоряжении действующих властей было 320 танков, 750 боевых машин пехоты (БМП), более 200 артиллерийских установок, 16 сухопутных ракетных комплексов и 70 реактивных систем залпового огня.

Однако набор в армию был приостановлен на третий день ведения военных действий, хотя к тому моменту она была укомплектована лишь наполовину, а те, кто попал на фронт, стали свидетелями хаотичных и неупорядоченных решений по обороне Нагорного Карабаха. Почему все произошло именно так, — вопрос, который уже несколько месяцев родители погибших задают Пашиняну и его супруге — Анне Акопян.

Супруга премьер-министра попала в поле зрения разочарованных жителей страны не случайно. По многочисленным свидетельствам армянского генералитета, Анна Акопян брала на себя смелость отдавать конкретные приказы армейским начальникам. Когда обсуждение этих фактов в общественном поле накалилось до предела, ситуацию прокомментировали в Следственном комитете Армении. Что характерно, официального подтверждения со стороны ведомства она не получила, но и никакого опровержения не прозвучало.

Военный эксперт Евгений Норин также отмечает, что Пашинян стал заложником своей довоенной политики и общественного мнения. Он во многом выстраивал свой образ на том, что не принадлежит к «карабахскому клану» в армянской политике так как не связан с Нагорным Карабахом лично и способен на мирное урегулирование конфликта. В карабахских вопросах либерал Пашинян парадоксальным образом вынужден был поступать радикальнее любого националиста, иное поставило бы на его политической карьере крест. И как политик-популист он предпочел действовать в интересах собственных рейтингов.

Поствоенный синдром

Проигранная война для Армении обернулась не только национальным трауром, но и рядом скандалов, отголоски которых еще долго будут будоражить народное сознание. Сразу после завершения прямых столкновений Пашинян решил переложить долю ответственности за собственные тактические промахи на Россию. Он заявил, что российские оперативно-тактические ракетные комплексы (ОТРК) «Искандер» малоэффективны и «до цели долетали меньше половины».

Правда, впоследствии выяснилось, что этот вид вооружения в Нагорном Карабахе не применялся вовсе, о чем прямо сказал заместитель начальника Генерального штаба Тиран Хачатрян. После этого заявления он был уволен премьером.

В ответ все руководство армянских Вооруженных сил единодушно потребовало отставки самого Пашиняна, обвинив его в некомпетентности и неадекватности. Письмо подписали 40 высокопоставленных военных. Премьер попытался разогнать Генштаб, однако из-за вмешательства президента Армена Саркисяна сделать это не удалось.

Масла в огонь конфликта с военными, ранее абсолютно аполитичными, подливают и другие факторы. Власти все еще не могут назвать точное число погибших и плененных армянских солдат. Судя по всему, масштабы трагедии куда крупнее, чем заявлялось сразу после окончания боевых действий.

31 мая родственники военных, без вести пропавших во время войны в Нагорном Карабахе, провели в Ереване акцию протеста, указав на расхождения в официальных данных о количестве найденных тел. Тут же по сети разлетелось видео из абовянского центра судмедэкспертизы, в подвале которого погибшие армянские солдаты были свалены в одну кучу в полиэтиленовых мешках. Факты неуважения к останкам погибших зафиксированы и в других районах Армении.

***

Неподъемный багаж ошибок, приведших в том числе и к территориальным потерям, пока не утянул действующего премьера на дно. Он все еще надеется на высокие результаты на предстоящих внеочередных парламентских выборах. В том числе благодаря изменениям в выборном законодательстве, которые он практически единолично провел через парламент.

Пашинян постоянно заносил себе в актив демократические реформы, которые по факту оказались свернутыми, как только появилась реальная опасность утраты власти. Ручное управление, популизм и концентрация власти вокруг одного человека: все, в чем премьер обвинял своих оппонентов, теперь можно сказать о нем самом.

Его предвыборная кампания проходит на фоне сокращения числа политических союзников, недоверия среди избирателей и низкого авторитета среди зарубежных коллег. Президент России Владимир Путин уже в третий раз переговорил с Робертом Кочаряном, главным соперником Пашиняна, чьи рейтинги продолжают идти вверх. Как пояснил руководитель аппарата экс-президента РА Кочаряна Виктор Согомонян, собеседники обсудили ситуацию в регионе и армяно-российские отношения. Даже этой формулировки достаточно для того, чтобы понять, на кого делают ставку в Кремле.