11

Тепло от инженера Нукенова

Если у человека есть призвание, то помешать ему не сможет даже смена эпох

ЗНАКОМЬТЕСЬ: САПАРГАЛИЙ КУДАЙБЕРГЕНОВИЧ НУКЕНОВ, ИНЖЕНЕР ПО ПРОФЕССИИ, ПО ПРИЗВАНИЮ – ИЗОБРЕТАТЕЛЬ, КАК СЕГОДНЯ ПРИНЯТО ГОВОРИТЬ, ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. ЧТОБЫ ЛУЧШЕ ЕГО УЗНАТЬ, ДАВАЙТЕ ЗАГЛЯНЕМ НЕНАДОЛГО В ПРОШЛОЕ. [газетная статья]

«ТВОЙ ПОСТ АННУЛИРОВАН»

Алматинский завод тяжелого машиностроения. Здесь, в литейном, Нукенов прошел путь от помощника мастера до начальника цеха. Трудно поверить, что тогда производительность труда в этом металлургическом подразделении АЗТМ была на 13 процентов выше, чем на японских заводах. Но в это будет легче поверить, когда иметь представление, какие инженеры готовились в Советском Союзе, в частности в Алма-Ате.

Взять Нукенова. Он сконструировал принципиально новые литейные формы, что позволило изготовить конструкции для прокатного стана Орско-Халиловского металлургического комбината не за два года, как планировалось, а вчетверо быстрее – за шесть месяцев. Последовала награда – медаль «За трудовую доблесть» (некоторые ее приравнивает к военной «За отвагу») и победа в одной из номинаций во Всесоюзном конкурсе изобретателей и рационализаторов.

Вскоре Нукенов был избран парторгом завода, а через два года, в 1988-м, первым секретарем Ленинского райкома КПСС г. Алма-Аты.

В первый день на новой работе у входа его встретил милиционер, отдал, как положено, честь. Нукенов поинтересовался, кого он охраняет. «Вас» – был ответ. «От кого?» – спросил секретарь. «Да ведь люди разные приходят», – немного смутившись, ответил милиционер. И совсем растерялся, когда услышал: «Давай, дорогой, иди к своему начальству и доложи, что твой пост аннулирован».

В райком, действительно, стали приходить разные люди. Как-то пришли к первому секретарю две бабушки-соседки. Пожаловались, что стоят в очереди на квартирный телефон – одна 16 лет, другая 18. Показали уйму писем-отписок из всевозможных инстанций. Сапаргалий Кудайбергенович поручил кому нужно решить вопрос. Через несколько дней бабули снова пришли на прием. В кабинете из сумки достали благодарность – бутылку коньяка. Теперь уже Нукенов растерялся, но ненадолго. Прикрыл дверь, достал рюмки, и они все втроем отметили телефонизацию населения столицы Казахстана.

А через два года, когда Сапаргалий Кудайбергенович участвовал в выборах в Верховный Совет Казахской ССР 12-го созыва, он узнал, что эти две энергичные бабушки в его избирательном округе обходили квартиры (телефоны были не у всех) и призывали голосовать за него. Кстати, в этом одномандатном округе соревновались 17 кандидатов. Нукенов победил во втором туре, набрав больше 70 процентов голосов.

ИНЖЕНЕР, ОН И В АФРИКЕ ИНЖЕНЕР

После самороспуска 12-го созыва он работал руководителем территориального подразделения Госкомимущества и приватизации Алматы. Должность, как раньше говорили, хлебная. Его приемная никогда не пустовала: здесь подолгу томились и директора заводов и гастрономов, и даже министры с артистами.

Это было время молодой растущей демократии. Стали появляться независимые телеканалы и телепрограммы, куда приглашались на откровенные беседы узнаваемые политики и руководители. Не был обойден таким вниманием и Нукенов. Как-то ведущая одной из популярных программ пригласила его на прямой эфир и сообщила перечень вопросов, на которые ему следовало ответить.

Однако первый же вопрос был явно из другого перечня. Симпатичная брюнетка-ведущая с милой улыбкой поинтересовалась: «Вы взятки берете?». На этот неожиданный ход Нукенов ответил своим. Спросив, действительно ли это эфир прямой, фиксируются ли звонки в студии, и получив подтверждение, он сказал: пусть, мол, кто смотрит передачу и что-то знает о нем в русле заданного вопроса, позвонит и скажет.

В конце ведущая объявила, что ни одного звонка в том самом русле в студию не поступило. Прощаясь с теледивой, Нукенов посоветовал ей применить подобный прием к будущим героям передачи. Однако по какой-то причине Нукенов был первым и последним, кто в эфире ответил на этот (тогда и сейчас) животрепещущий вопрос.

Правда, ответчиком его все же попытались сделать, но уже не журналисты, а вполне уполномоченные на то органы. Но, как ни старались, не смогли.

Нукенов хорошо помнил все невыполненные им «деликатные» просьбы из высоких кабинетов и как инженер, понимал, что такое «расчетное сопротивление» – в сопромате этим термином обозначается предел, после которого сопротивление материала растяжению или сжатию бесполезно. А потому написал заявление по собственному желанию, которое, конечно же, совпало с желанием будущих собственников разгосударствленного имущества города Алматы. Нукенов вернулся к своей первой профессии. Кроме литейных дел, которые остались в прошлом, были горные – когда он нашел поистине уникальное решение: сделать в одном из южных районов Алматинской области в скальном грунте овощехранилище с разветвленными помещениями и вентиляционными штреками.

Были и морские – когда сделал инженерное сопровождение строительства терминала для сжиженного природного газа в Керчи, признанного затем одним из лучших в Европе. Кстати, следуя своей неистребимой любознательности, он побывал в знаменитых каменоломнях и отыскал в списке героев обороны этого города-героя восьмерых казахов. Потом его находка воплотилась в каменный мемориал, а для жителей приморского города он стал своим.

Совсем недавно Нукенов получил инновационный патент на разработанные им способ обработки неорганических веществ и специальное устройство, которые могут быть реализованы, например, при производстве неорганических соединений высокой чистоты. Между прочим, данное техническое решение относится к области физико-химических процессов. Замечу, к этому изобретению проявили весьма активный интерес некоторые флагманы нашей горнорудной промышленности.

КАКАЯ ОТ ДАЧИ ОТДАЧА

В алматинском хозяйстве «Горный садовод» Нукенов свою теплицу перестроил кардинально. Обычные грядки под пленкой у него, впрочем, как и у многих дачников, были, образно говоря, демисезонными – зеленели весной и осенью. Летом рассаду пересаживали в открытый грунт. Зимой теплица не работала, потому что замерзала. Нукенов стал думать, что-то считать и чертить. А потом делать.

Теперь его теплица «пашет» круглый год. И зимой не замерзает, потому что инженер сделал под ней трехметровой глубины подвал, который зимой служит естественной защитой от промерзания почвы, а летом прохладный воздух из этого подвала по трубам поднимается и снижает солнечный накал. Подвал одновременно является овощеплодохранилищем, снабженным экономичными терморегуляторами, которые поддерживают там температуру от +2 до +5 С.

Но инженер продолжал думать. И на даче, и дома. Только теперь на подсчеты и чертежи уходили уже не дни, а долгие недели и месяцы. Сначала оформилась оригинальная теплица с еще более эффективным терморегулированием. Один квадратный метр у него вышел ценой в 7 тысяч тенге, а не 400 с лишним тысяч, как сейчас везде стоит.

Ну а после теплицы «нарисовалось» и «рассчиталось» все остальное: откормочная площадка на 220 бычков, курятники, зарыбленные пруды, площади под люцерну, лимонарий, ягодные плантации, 20 жилых домов из современных материалов для работников, и сердце всего этого хозяйства – биогазогенератор. Эта установка будет работать на всех образующихся здесь отходах: навозе, помете, подстилочной соломе, сбое, рыбных костях, пищевых отходах. Все это на установке должно превращаться одновременно в газ, из которого при сжигании получатся электричество и тепло, а также высокотоварный биогумус.

ТЕПЕРЬ ЕГО ТЕПЛИЦА «ПАШЕТ» КРУГЛЫЙ ГОД. И ЗИМОЙ НЕ ЗАМЕРЗАЕТ, ПОТОМУ ЧТО ИНЖЕНЕР СДЕЛАЛ ПОД НЕЙ ТРЕХМЕТРОВОЙ ГЛУБИНЫ ПОДВАЛ, КОТОРЫЙ ЗИМОЙ СЛУЖИТ ЕСТЕСТВЕННОЙ ЗАЩИТОЙ ОТ ПРОМЕРЗАНИЯ ПОЧВЫ, А ЛЕТОМ ПРОХЛАДНЫЙ ВОЗДУХ ИЗ ЭТОГО ПОДВАЛА ПО ТРУБАМ ПОДНИМАЕТСЯ И СНИЖАЕТ СОЛНЕЧНЫЙ НАКАЛ.

Этот проект Нукенов назвал «Многопрофильное агропромышленное безотходное предприятие» замкнутого цикла. И приложил к нему все необходимые выкладки, расчеты и обоснования. Главная особенность (и она же ценность) инновационного технологического комплекса – его энергетическая автономность. К этому обязательно надо добавить получение экологически чистой продукции, трудоустройство населения (и необязательно сельского).

Организация труда здесь предполагается бригадная. Три сквозные комплексные бригады. Оплата труда – сдельно-премиальная с применением коэффициентов трудового участия и трудового вклада. Причем каждая семья должна будет иметь статус индивидуального предпринимателя и получать на первоначальном этапе 600-700 тысяч тенге (на двух работающих).

Нукенов поясняет, что управлять этим фермерским поселком должны пять человек: три бригадира и два выбранных всеми наиболее авторитетных работника. В перспективе предприятие сможет продавать также излишки электроэнергии, получать биотопливо для механизмов и личного автотранспорта, а посадка быстрорастущих деревьев павловния (Адамово дерево) позволит запустить здесь деревообрабатывающий и мебельный цеха.

Некоторые могут подумать, что этот проект следовало бы назвать прожектом. Но это могут только те, кто не знает его автора. Я спросил, пытался ли он кого-то заинтересовать своей задумкой. Нукенов ответил, что аким района, которому он показал проект, заинтересовался, увидел в нем очевидную выгоду, попросил обсудить все с его заместителем. А тот сразу же проявил другой интерес – личный.

«В год провозглашения независимости, – говорил мне инженер-металлург, – продукция агропромышленного комплекса страны составляла почти треть ВВП – 29,5%. А сегодня – 4,4%. Мне кажется, что через года два-три мы можем прийти к точке невозврата. Представить только: за тридцать лет принято девять программных документов. А программа развития мясного животноводства до 2027 года? Вы смотрели ее? И не смотрите. Курам на смех! Сто тысяч фермерских хозяйств хотят создать. Без сетей, инфраструктуры, дорог»…

Словно прочитав мои мысли, он добавил, что верит в успех и что пилотный проект, когда будет реализован, начнет цепную реакцию создания подобных предприятий в каждом регионе страны.

…Когда мы были на даче, Сапаргалий Кудайбергенович угостил меня яблоками. Ароматными и свежими, будто только с ветки. Они сохранились такими благодаря его таланту инженера. Даст ли свои плоды главный проект в жизни Нукенова?

Михаил ЧИРКОВ

От редакции: проект «Многопрофильное агропромышленное безотходное предприятие» является уникальным, в своем роде. Мы неоднократно писали ранее о подобных инициативах, не получивших, к сожалению, должного развития. Мы будем отслеживать ситуацию вокруг данного проекта Сапаргалия Нукенова, рассказывая нашим читателям о его реализации.

Оставить комментарий (0)

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах
Роскачество