Возрождение гражданской сверхзвуковой авиации

    image

    Крупнейший в мире авиаперевозчик «United Airlines» закупила 15 (подписала меморандум о покупке) сверхзвуковых гражданских самолетов Boom Supersonic. И дали обещание, что если понравится, то купят еще 35 штук.

    Boom Supersonic — гаражный стартап, который прошел акселерацию в Y Combinator.

    Блейк Шолль, основатель и CEO Boom Technology — бывший программист, отчаянный романтик, мечтатель. Несколько лет он ходил по конференциям со слайдами, рендерами и напечатанной на 3д-принтере моделькой самолета.

    image

    А потом Блейк Шолль поступил в Y Combinator.

    Поступление в YCombinator – одна из лучших вещей, что я когда-либо делал. Думаю, если бы не YC, то Boom не стала бы тем, чем она является сейчас. В YC нам дали два важных совета, и именно они и были нам нужны. Первый – вылезайте из тени, невидимость ничем вам не поможет. Второй – идите и продайте несколько самолетов.


    Блейк Шолль послушался советов, завел блог на Medium и потом продал Ричарду Брэнсону 10 сверхзвуковых гражданских самолетов. Еще не построенных самолетов.

    Мы показали Ричарду Брэнсону, что мы делаем, и сказали: «Послушайте, мы не просим ваших денег, мы хотим спросить – когда наши самолеты полетят, вы хотите, чтобы на них были логотипы Virgin?»


    image

    Вот еще некоторые факты про Блейка Шолля и его проект:

    • Работал программистом в Amazon с 2001 года
    • В 24 года управлял подразделением с P&L на $300 млн
    • Был первым сотрудником, директором по развитию продукта в мобильном стартапе Pelago
    • В 2010 основал мобильный стартап Kima Labs
    • В 2012-м году Kima Labs был куплен компанией Groupon
    • Основал Boom Supersonic в сентябре 2014 в подвале
    • Зимой 2016 поступил в акселератор Y Combinator
    • Продал Ричарду Брэнсону 10 сверхзвуковых самолетов
    • За 2017 привлек $51 млн венчурного капитала
    • В январе 2019 привлек ещё $100 млн инвестиций (суммарно $151 млн)
    • В октябре 2020 представил первый тестовый демонстратор, готовый к полету
    • Число сотрудников на 2021 год — 150
    • Инвестиции на момент публикации этого поста — $270 млн


    Boom Supersonic показали на деле, что они способны начинать с малого MVP и постоянными улучшениями двигаться вперед. Начинали они с картонно-фанерного макета кабины:

    image

    А в 2020 году выкатили летный протип:

    image

    Сверхзвуковой демонстратор XB-1, впервые выехал из ангара 7 октября 2020 года.

    В планах Boom Supersonic к 2029 году совершить коммерческий гражданские перелет на скорости 1.7 Маха, сократив время перелета вдвое.

    image

    Флагман стартапа — самолёт «Увертюра» (Overture), планируемая дата постройки — 2023 год.

    Вывод


    «Живи в будущем и делай крутые вещи»



    Полезные материалы


    Jet Hackers
    Первый российский реактивный ранец
    Реклама
    AdBlock похитил этот баннер, но баннеры не зубы — отрастут

    Подробнее

    Комментарии 50

      +5
      Привлекли инвестиции не обозначает, что реально хоть что-то полезное сделают.
      А уж когда рядом Y-Combinator, почему-то сразу вспоминается Великий комбинатор.
        +6
        «Привлекли инвестиции не обозначает, что реально хоть что-то полезное сделают.»
        — не обозначает. Но есть шанс. И бабло. И готовы летный прототип. И предзаказ на 60 самолётов.

        А те, кто ничего не сделал и не привлек инвестиции ТОЧНО ничего полезного не сделают.
          +3
          Или сделают, но на свои, а не так, как грузовики Никола или экспресс-тесты по капле крови?
            +1
            Это не выпускники YCombinator.
            Выпускники — AirBnB, DoorDash, CoinBase, Stripe, DropBox и тд.
              +1
              Ну, по прибыльности AirBnB как раз всё очень любопытно, убытки растут, фондовая стоимость — тоже. )))
              Умению комбинаторов продать воздух можно позавидовать, согласен.
                +2
                Приведите пример, которым вы восхищаетесь?
                0
                То есть все успешные выпускники — цифровая прокладка-посредник снимающая пенки. Физического продукта даже уровня сложности условниого fitbit не имеют. Не говоря про уровень сложности хотя бы электромобиля или уровень сертификации хотя бы медицинского глюкометра (сертификация как медицинского устройства, которой боится даже Эппл, они с cgm глюкометрами соединяются, но сами в этот блудняк не желают).
                А тут у ребят претензии уровня выше чем у Space-X. Выше потому что у спейсов есть государственные, частные и иностранные конкуренты. Эти пытаются окучить несуществующий рынок и быть там монополистом.
                История с Theranos как раз прекрасно показывает, что бывает если туда где нужно реально надежно работать и пройти сертификацию лезть со стартапными замашками.
                Внезапно оказывается что сельдерейный смузи, водолазка как у Джобса, искуственно натренированный голос для убедительности, и даже бывший министр обороны в совете директоров по маминым связям — все это не помогает. Надо просто взять Сименсовский анализатор размером с холодильник и 10 мл крови. Они такие не потому что в Сименсе не догадались про водолазку и сельдерей. Просто по другому — не работает.
                +2
                А про токсичных скептиков и их мотивацию писал очень точно Пол Грэм: Кто осмеливается и выдвигает новые идеи
                  0
                  Слишком пафосное сравнение. В духе комбинаторов. Мы не бабло рубим, мы в науку инвестируем, ага.
                    +2
                    Мне хочется верить, что у них всё получится.

                    «Одна из самых сложных вещей в общении со стартапами — не отвергать нелепо звучащие идеи.
                    Я до сих пор часто одёргиваю себя и спрашиваю: „А что, если это действительно сработает?“
                    То, что сегодня звучит нелепо, может стать мейнстримом, бизнесом на $100 миллиардов долларов через десять лет.»

                    — Юрий Шагалов, YC partner

                    «Мой лайфхак для этого — своего рода перевернутый скептицизм: я бросаю себе вызов: „Смогу ли я представить сценарий, в котором идея (или чуть более развитая версия) работает?“
                    Я не хочу проигрывать, поэтому я очень мотивирован, чтобы найти ответ.»

                    — Пол Грэм, основатель Y Combinator
                      +3
                      Мне интересно, Вы сами в эту игру красивых слов верите? Реально?

                      PS Очень прикольно смотрится обвинение в токсичности он тех, что сейчас яростно защищая святые идеалы финансового пузыря понакидал втихаря минусов в карму )))
                        –1
                        У меня десяток знакомых поступили в YC. Я не верю, я знаю.



                        А вы во что верите? За какие проекты болеете?
                          0
                          Скажем так, в то, что перераспределение средств — «поднял ярд» — это не тоже самое, что честно заработал своим трудом и умом, принеся реальную пользу себе и инвесторам.
                            +1
                            Да они там зомбированные, у человека вопросы: «кем восхищаешся», «за какие проекты болеешь»… свидетели доната, хари крипта… хари мани
                              0
                              пример приведите
                                +1
                                Маск :) как тебе такое? :)
                                0

                                Дв ты задолбал, отстань со своим занудным скепсисом. Пузырь - не пузырь, мошенники - не мошенники, убыточные - прибыльные. Иди учи венчурное инвестирование, прежде чем судить так некомпетентно. Там стреляет 5-10%, но если стреляют, то ого-го.. Ты чё решил, что все кто вкладывают сотни лямов зеленых - это тупые лоси, которые на последние деньги и еще кредиты взяли, чтобы вложить в венчурные авантюры? Ля ну ты глупый, если так решил. Там люди знают, что могут потерять, и на что стоит делать ставку. На то оно и венчурное. Позтому, когда друг-друга находят инвесторы и романтики, - нам только остается пожелать им удачи, а не сыпать сопли. Ипанный стыт. Ска. Ты шо внатуре обиженный? Не будь тряпкой! А там дяди и рынок порешает.

                                  0

                                  Знаю людей, которые заработали, говорят — лучше бы поднял и заработал своим трудом еще больше. Все, что не противоречит УК — честно, остальное лирика.

                      0

                      Проблема не в том, что не сделают ничего полезного. Сделают. И оно даже полетит. Но недолго. Почитайте, почему авиакомпании отказались от сверхзвуковых лайнеров типа конкорда, и почему сейчас правят бал двухмоторные среднемагистральные самолеты. Ответ очень прост - сверхзвуковые полеты сейчас никому не нужны, потому что элементарно невыгодны. А те люди, которые могут позволить себе такой полет предпочитают бизнес-джеты.

                        +2
                        как вариант может быть востребован в нише сверхзвуковых бизнес-джетов
                          0
                          И какие же у нас есть бизнес-джеты летающие со скоростью 1.7М и выше?
                          0
                          Полностью согласен. YC, вместе с его основателем Полом Грэммом, надуватель пузырей.
                          0
                          Ну так никто и не ждёт что они сходу выкатят 3 маховый бизнесджет. Для начала будет успехом, если оно сможет 1 мах ровно взять. Дальше уже всего пару миллиардов докинуть, и получится двухмаховая птичка. Потом ещё 10 миллиардов, и трёхмаховая.
                            0
                            Одними деньгами аэродинамику с физикой не забороть, сколько не вкладывай — лобовое сопротивление будет пропорционально квадрату скорости и от ударного волнообразования не отвертеться.
                            В своё время показали что проигнорировав затраты можно сделать и трёхмаховый ЛА, но с кучей ограничений и эксплуатационных проблем
                          +4
                          перемещение из точки А в точку Б это не только полет на самолете, но и поездка до аэропорта обычным транспортом, посадка, высадка, получение багажа, т.д и т.п. и наконец поездка обычным транспортом из аэропорта в точку Б — т.е. при увеличении скорости полета вдвое реальная скорость перемещение из А в Б возрастет на какие-то проценты, а стоимость билетов в разы
                            +4

                            это ещё как-то можно обыграть, скоростные экспрессы прямо до трапа, пересадка в вертолет с доставкой от аэропорта в точку Б, а вот почему сверхзвуковой БЕЗОПАСНЫЙ лайнер должен получиться у компании не сделавшей ни одного самолёта, когда у Англии-Франции и СССР не получилось - совсем не очевидно

                              +1
                              Почему БЕЗОПАСНАЯ ракета с многоразовой первой ступенью должна получиться у компании, не сделавшей ни одной ракеты вообще, когда у Англии-Франции и СССР не получилось — совсем не очевидно.
                              ;)
                                +2
                                Ну с лайнером как раз таки все получилось и у СССР и у Англии-Франции. Не получилось с оптимизацией расходов, ибо сверхзвук — он бескомпромиссный и полумер не прощает.
                                  0
                                  ну, нет! Сверхзвук XXI века производит впечатление гораздо более продуманного.

                                  Хотя физика с тех пор не изменилась, но экономика проекта поменялась
                                  1) планируется устранить ударную волну от преодоления звукового барьера (собственно, Boom) что даст возможность летать над населенными областями — в отличие от Конкорда и Ту-144 — и приравняет географию сверхзвуковых полетов к дозвуковым.

                                  Само по себе OK, но не оч. круто. И тут они достают туз из рукава:
                                  2) ориентация на богатых, частные самолеты (бизнес-авиация), а не классические компоновки фюзеляжей с эконом-классом.

                                  очевидно, что богатые готовы платить непропорционально, если за эти деньги они покупают собственное время и комфорт — ценности, которые могут быть очень дорогими, индивидуально. Конкорд гипотетический миллиардер мог бы купить только для престижа — смотрите, пацаны, что я могу себе позволить! Но это было бы сродни собственному поезду метро, который может ходить только по одной ветке, а с некоторым геморроем — и по другим.

                                  Boom Supersonic — это аналог ламборгини. Еще быстрее и очень дорого. Вспомним, с чего начиналась Tesla?..
                                    +2
                                    планируется устранить ударную волну от преодоления звукового барьера

                                    Не планируется, см. FAQ на сайте. Все устранение заключается в «не летайте на сверхзвуке там, где вас могут услышать».
                                    ориентация на богатых, частные самолеты (бизнес-авиация), а не классические компоновки фюзеляжей с эконом-классом.

                                    Но они ориентируются не на частное владение, а на авиакомпании как раз, то бишь ровнехонько как Конкорды. Быстро, дорого, по расписанию. Это не Ламборгини а максимум такси в сравнении с маршруткой.
                                      0
                                      планируется устранить ударную волну от преодоления звукового барьера

                                      Только планируется? Интересно, есть ли хоть какие-нибудь реальные прикидки, как именно это можно сделать?


                                      ориентация на богатых, частные самолеты (бизнес-авиация), а не классические компоновки фюзеляжей с эконом-классом.

                                      А нафига тогда такой большой самолет («Увертюра») с большим количеством иллюминаторов? Не логичнее тогда сосредоточиться на небольшом самолете на несколько пассажиров?

                                        0
                                        Только планируется? Интересно, есть ли хоть какие-нибудь реальные прикидки, как именно это можно сделать?

                                        Не просто «прикидки», а есть аналогичная разработка NASA на стадии самолета-демонстратора технологии (а все патенты NASA, существующей на деньги налогоплательщиков США бесплатны для американских компаний, включая Boom), что говорит за то, что не только надежда, а и уверенность есть в том, что цель достижима.
                                        А нафига тогда такой большой самолет («Увертюра») с большим количеством иллюминаторов? Не логичнее тогда сосредоточиться на небольшом самолете на несколько пассажиров?

                                        Логично. И именно так и сделано. Демонстратор от Boom двухместный, в компоновке «истребитель» (тандем), затем переход к бизнес-авиации, уже коммерческий, а затем — самолеты еще больше размером. Как самые эффектные, их и показывают в рекламе. Летает Falcon, а ролики делают со Starship — как аналогия.
                                  0
                                  Проблема даже не в этом, а в том, что у существующих сверхзвуковых гражданских самолётов малая дальность полётов, то есть они неприменимы там, где нужны больше всего — на сверхдальних рейсах, за сокращение длительности которых действительно кто-то готов платить. Надеюсь в этот раз разработчики (если это конечно не обычный скам) каким-то образом решат эту проблему.
                                    +1
                                    Их цель — стоимость билетов на уровне первого класса. И скорее всего, эта цель очень амбициозная и поначалу билеты будут дороже. Люди, летающие первым классом, обычно имеют возможность намного быстрее проходить все процедуры в аэропортах.
                                      0
                                      вы абсолютно правы, для большинства людей стоимость билета важнее скорости перелета. НО есть спрос на сверхзвуковые перелеты — это факт. И если boom его сможет удовлетворить, он неплохо заработает.
                                        +1
                                        Есть не так уж мало людей, которые могут заплатить за билет из Дубая или Лондона, к примеру, до Нью-Йорка любые деньги — бизнес, семейные дела, или просто потому что захотелось потусить. И если есть спрос, то технические вопросы с дальностью и расходом топлива рано или поздно решат. Вон Маск же смог приземлить многоразовые ступени, а никто не верил, что такое возможно и коммерчески выгодно
                                        +4
                                        Насколько я знаю, основная проблема сверхзвукового пассажирского самолета в двигателе. Да, военные сверхзвуковые самолеты существуют давно, но у большинства из них крейсерская скорость — дозвуковая, а сверхзвук — кратковременный режим полета, чтобы догнать противника, или удрать от него, достигается он в большинстве случаев на форсаже с бешеным расходом топлива и, соответственно, малой дальностью. Для пассажирского же самолета сверхзвук должен быть крейсерским режимом, иначе его смысл теряется. Соответственно, двигатель для него должен быть уникальным, рассчитанным именно на такой режим. Собственно, таких двигателей было создано 2: Олимпус-593 для Конкорда и РД36-51А для Ту-144Д. С натяжкой под эти требования подходил НК-144, стоявший на первых модификациях Ту-144, но он работал почти вест полет на форсаже, из за чего дальность была весьма невелика. Интересно, что на этот раз предложат двигателестроители.
                                          0
                                          военные сверхзвуковые самолеты существуют давно, но у большинства из них крейсерская скорость — дозвуковая

                                          У Су-57(который ПАК ФА) крейсерская сверхзвуковая.

                                            0
                                            их всего два таких, с крейсерским сверхзвуком, F-22 и Су-57. У военных тяга к быстрее и выше давно прошла.
                                              0
                                              Больше, ещё English Electric Lighting такое умел. В зависимости от нагрузки вроде как могут и Рафаль с EF2000, и Су-35.
                                          +4
                                          Не купила, а подписала меморандум о покупке 15-и с опционом в 35 дополнительных.
                                          Когда, и ЕСЛИ они будут построены.
                                          И ЕСЛИ они будут сертифицированны для полетов управлением гражданской авиации.
                                          Чутка меняется тональность новости, мне кажется.
                                          Интересно что там с техническими моментами убившими сверхзвук в гражданке?
                                          Экономика — билет от 15к$? Эффективность полетов на скорости до сверхзвука?
                                          Безопасность? — управляемость в различных режимах, волна перехода выбивающая стекла внизу?
                                          Бюрократия? Сертификация? Штаты запрет перехода на сверхзвук над своей территорией уже отменили?
                                          Вопросов больше чем ответов.
                                          А в целом — конечно классно, я бы на современном конкорде слетал…
                                            +1
                                            Со сверхзвуком там примерно как и у Конкорда, никакого тебе снижения уровня шума, потому с его дальностью набор разумных маршрутов будет примерно как у Конкорда, то бишь через Атлантику. Даже Лос-Анджелес — Токио заявленная дальность не достает. Никаких там Дубай-Вашингтон, увы.
                                              0
                                              Я в ролике видел Токио — ЛА вроде. Но я прям сомневаюсь, что без решения накопившихся вопросов по сверхзвуку оно прям взлетит…
                                                0
                                                Они с посадкой для дозаправки хотят, как 70 лет назад летали. В осуществимости и удобстве такого подхода у меня немножко сомнения, хотя мало ли, конечно.
                                              +1
                                              Им эти вопросы по 100 раз задают. Они отбиваются в каждом интервью, мол, есессно учли все минусы прошлого и добавили современные технологии. Их правда гринвошинг кусает за карбоновый след, но они якобы на топливе синтезированном из солнечной энергии и воздуха собираются летать (чтоб гринвошинг отстал).
                                                +2
                                                Топливо синтизированное из солнечной энергии и воздуха… ага ага… ну ок )
                                                  +1

                                                  Почему бы и нет, можно наловить в воздухе углерода, водорода и насинтезировать какой-нибудь углеводород. Правда, эффективность процессы будет не очень, но карбоновый след — действительно нулевой. Если, конечно, не считать карбонового следа от производства большого количества солнечных батарей.

                                                    0

                                                    Топливо, синтезированное из солнечной энергии и воздуха? Я знаю только одно такое — дрова. Было бы интересно посмотреть на сверхзвуковой самолёт на дровах (-:

                                                0
                                                Мне казалось история с конкордом все же должна была научить таких романтиков что люди, которые себе могут позволить сверхзвуковые полеты, как раз таки предпочтут медленный полет во время которого они могут поспать.

                                                Если они не смогут снизить стоимость полета ниже четырехзначной цифры то это абсолютно бесполезное начинание как по мне.
                                                  +2

                                                  Насколько я понял прототип все-таки пока не летный, до полета, тем более на сверхзвуке, ему еще очень далеко. Да и вообще на сайте компании как-то подозрительно много маркетингового булшита. Например, за прорывную фичу выдается длинный тонкий фезюляж + дельтавидное крыло — как будто все остальные сверхзвуковые самолеты выглядят по-другому. Или жаропрочный каркас из углекомпозитов — вообще-то высокие температуры не самая сильная сторона углекомпозитов. Или печать кое-каких деталей на 3д-принтере — молодцы конечно, но как-то слабовато.
                                                  Одним словом ничего особенного я не увидел, другие компании/КБ по этим граблям отходили уже как лет 40 назад. Поэтому на месте инвесторов я бы денег не дал, но то я…
                                                  Тут в ютубе один программист с горящими глазами тоже 5 лет делал самолет, собрал под это деньги, даже поднял его в воздух, но заявленные параметры оказались настолько хуже, что не стало смысла эту работу продолжать. Другие люди, которые с опытом, предсказали такой результат в самом начале, но их никто не слушал, т.к. у всех тогда от мечтаний светились глаза.
                                                  Но похоже это все никого не волнует, по крайней мере в у-комбинаторе. Видимо подход "продай, и будь что будет" — работает.

                                                  Только полноправные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите, пожалуйста.

                                                  Самое читаемое