Привет, Хабр!
Я 8 лет занимаюсь проектами в антимонопольной сфере – одном из самых интересных направлений юриспруденции. Сейчас руковожу командой в юридической фирме ART DE LEX, которая специализируется на цифровых рынках. Мы ведем работу по возбужденному сегодня Федеральной антимонопольной службой делу против Google.
В этой статье я рассмотретю отдельные аспекты антимонопольного регулирования в отношении цифровых платформ, приведу примеры антимонопольного анализа и базовые рекомендации для пользователей и платформ.
В последнее время заметно беспрецедентное внимание государства к сфере IT и в первую очередь к деятельности техногигантов – Apple, Alphabet, Amazon, и Facebook. Важное значение здесь имеет активность Минюста США и Федеральной торговой комиссии, известных ранее своим мягким отношением к этим компаниям и делавших ставку на возможность саморегуляции отрасли. Например, основания для подачи иска против Google из-за действий по монополизации рынка мобильного поиска были у ФТС еще восемь лет назад, но экономисты регулятора не усмотрели тогда существенных рисков.
Теперь ситуация изменилась – в конце прошлого года Минюст США подал иск против Google, ФТС – против Facebook, а Конгресс США и вовсе рассматривает возможность принудительного разделения компаний. Такая активность на родине техногигантов (с учетом высокого уровня протекционизма) стала еще одним сигналом другим странам к работе в данном направлении. Тем более, что есть уже примеры довольно агрессивного поведения со стороны отдельных компаний. Так, в Австралии в ответ на новый закон, обязывающий делиться частью рекламных доходов, получаемых за счет использования контента новостных изданий, Google пригрозил закрыть в стране свою поисковую систему, а Facebook на какое-то время заблокировал ссылки на новости от австралийских издателей.