«Норильский никель» полностью выплатил государству 146 миллиардов рублей – назначенный судом штраф за прошлогоднюю аварию в Норильске. Но проблемы компанию не оставили: два ее рудника заливают подземные воды, простаивает обогатительная фабрика. Это грозит «Норникелю» финансовыми и политическими рисками, – отмечают опрошенные «ФедералПресс» аналитики.
С точностью до копейки
10 марта «Норильский никель» объявил, что подконтрольная ему Норильско-Таймырская энергетическая компания (НТЭК) выплатила штраф за разлив дизельного топлива в размере 146,2 млрд рублей. Деньги ей пришлось предоставить непосредственно самому «Норильскому никелю»: НТЭК нерентабельна, по данным «СПАРК-Интерфакс», в 2020 году ее убыток превысил 7,8 млрд рублей.
Из общей суммы штрафа почти 145,5 млрд рублей было перечислено в федеральный бюджет, остальные средства – в бюджет города Норильска. В тот же день президент поручил правительству использовать полученные средства на улучшение экологической обстановки в Норильске и прилегающей к нему местности.
Напомним, 29 мая прошлого года на ТЭЦ-3, управляющейся НТЭК, произошла разгерметизация резервуара для хранения нефтепродуктов. В результате произошел масштабный разлив дизельного топлива. Оно попало в реки Далдыкан и Амбарная, из них – в озеро Пясина и далее по одноименной реке дошло аж до Карского моря.
Для устранения последствий аварии были проведены масштабные ликвидационные работы, за ходом которых внимательно наблюдали в ключевых федеральных ведомствах. Было возбуждено целых три дела по экологическим статьям Уголовного кодекса России – за загрязнение воды, порчу земли и нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) оценила размер ущерба, нанесенного окружающей среде в огромную сумму – порядка 148 млрд рублей. Ведомством был подан иск к НТЭК в арбитражный суд Красноярского края, однако, «Норильский никель» не согласился с ее оценкой, заявив, что готов заплатить «всего лишь» 21,4 млрд рублей. После многомесячной тяжбы суд решил взыскать с «Норильского никеля» 146,2 млрд рублей.
«Новых негативных последствий для «Норникеля» вследствие аварии с разливом дизельного топлива на ТЭЦ-3 в Норильске после уплаты гигантского штрафа в 146 млрд рублей не будет. Непосредственно эта тема, можно сказать, закрыта, если не считать еще взятые компанией обязательства самостоятельно восстановить состояние окружающей среды как минимум до уровня, предшествующего аварии», – считает Алексей Калачев, аналитик «Финам».
Сначала обвал, затем потоп
Теперь «Норильский никель» разбирается еще с двумя авариями, случившимся уже в нынешнем году. В ночь с 19 на 20 февраля во время ремонтных работ по укреплению конструкций Норильской обогатительной фабрики (НОФ) в буквальном смысле слова развалилось здание пункта перегрузки руды и примыкающей к нему пешеходной галереи. Три человека погибли, еще три получили травмы. НОФ пришлось полностью остановить.
«По предварительным данным, авария произошла по причине грубого нарушения техники безопасности и норм промышленной безопасности. Руководитель фабрики, на которой произошел инцидент, отстранен от занимаемой должности», – говорилось в пресс-релизе «Норильского никеля».
20 февраля «Норильский никель» сообщил о аварийной ситуации, возникшей на рудниках «Октябрьский» и «Таймырский». Как оказалось, еще 12 февраля было обнаружено подтопление подземными водами рудника «Октябрьский». Поскольку по горным выработкам он соединяется с «Таймырским», руководству «Норильского никеля» пошло на частичную остановку обоих рудников.
9 марта состоялось заседание правления «Норильского никеля», после чего компания объявила о продолжении работ по ликвидации притока воды на «Октябрский» и «Таймырский» и простоя обогатительной фабрики.
«Оценить ущерб от обрушения галереи дробильного цеха на НОФ и от остановки работ на рудниках «Октябрьский» и «Таймырский» пока довольно сложно. Все будет зависеть от сроков восстановления производства. По рудникам – как скоро компания справится с поступлением грунтовых вод, по фабрике – как скоро Ростехнадзор разрешит возобновить работу», – указывает Алексей Калачев.
Терпение государства не беспредельно
Тем не менее, по словам Алексея Калачева, аварии на НОФ и рудниках «Октябрьский» и «Таймырский» могут привести к уменьшению объемов выпуска цветных и драгоценных металлов в рамках всего «Норильского никеля».
Согласно его оценкам, на «Октябрьский» и «Таймырский» приходится около трети добычи всей руды в компании. НОФ же перерабатывает порядка 25 % объема добытой руды «Норильским никелем».
«Месячный простой может вызвать снижение производства металлов в «Норильском никеле» на 4-5% по итогам 2021 года», – прогнозирует аналитик.
Исходя же из выручки «Норильского никеля» за прошлый год в размере 15,5 млрд долларов, речь может идти о 620-775 млн долларов: довольно существенная финансовая потеря для него.
На фоне же проблем с предприятиями в Норильске, компания закрыла металлургический цех в Мончегорске. Собственно, необходимость прекращения его деятельности назрела довольно давно – его мощности устарели и выбрасывали большое количество опасного диоксида серы в атмосферу. Теперь же концентрат, который ранее в нем перерабатывался, будет отправляться в Норильске. Это отчасти поддержит производство «Норильского никеля» во время простоя НОФ и двух рудников, хотя проблемы с ними не решает – транспортировка концентрата на кораблях будет носить периодический характер и стоить приличных средств.
Между тем, последствия аварий могут иметь для «Норильского никеля» далеко не только финансовый характер, но и политический, вплоть до смены руководства и владельцев.
«Выплаченный штраф, недополученная прибыль из-за аварий может отразиться на дивидендах акционеров в 2021 году. Скорее всего, дивиденды будут снижены до минимума. Однако инвесторы, как правило, ставят на долгосрочные перспективы, а тут у «Норильского никеля» все выглядит благоприятно, – отметил ведущий аналитик QBF Олег Богданов. – С моей точки зрения, есть еще один риск, который носит системный характер. Я имею в виду отношение государства к последним проблемам компании. Нельзя исключать, что в какой-то момент государство решит, что пора как-то изменить менеджмент в «Норильском никеле» и структуру собственности. В этом случае судьба текущих акционеров будет печальной».
На запрос автора статьи в пресс-службу «Норильского никеля» по поводу текущей ситуации с НОФ и рудниками «Октябрьский» и Тамырский», в ней сообщили, что вся информация, которую они могут предоставить на данный момент, опубликована на сайте компании.
Фото: пресс-служба администрации города Норильска / Елена Белалова
Экологическая карта конфликтов