Современные технические решения в Московском метрополитене делают его, пожалуй, одним из самых безопасных в мире. Какие преимущества эта технология безопасности дает пассажирам столичной подземки и как улыбка поможет оплачивать проезд в будущем, «Лента.ру» выяснила у заместителя начальника Московского метрополитена — главы Службы безопасности Андрея Кичигина.
«Лента.ру»: Что такое распознавание лиц и для чего оно используется на транспорте?
Кичигин: В первую очередь система распознавания лиц обеспечивает безопасность поездок. Такие системы используются во многих странах и отлично себя зарекомендовали в Лондоне, Сингапуре, Дубае — сегодня это одни из самых безопасных мест в мире, при том что там много мигрантов и приезжих.
Мы все хотим жить и передвигаться в безопасном городе и обеспечиваем нашим пассажирам самый высокий уровень защищенности.
Кроме того, система распознавания лиц — это возможность запускать новые сервисы, например, оплату проезда «лицом» у турникетов или на кассах, что мы сейчас тестируем. Чем больше способов оплаты, тем больше выбор у пассажиров и тем меньше очередь у касс. До конца года оплата с Face Pay будет доступна пассажирам по всему метрополитену.
Как эта система будет работать?
По принципу сервис Face Pay похож на стандартную оплату покупок смартфоном, когда вы подтверждаете свою личность в платежной системе с помощью распознавания лица. Этот способ многие из нас используют довольно давно.
Что происходит с нашими персональными данными, которые попадают в систему распознавания лиц столичной подземки? Как и где они хранятся и что о пассажирах знает метрополитен?
Система распознавания лиц не знает ни фамилий, ни имен, ни других персональных данных. Проверяются только те лица, которые находятся в розыске, если человек есть в базе правоохранительных органов. Если его там нет, то и сравнивать не с чем.
Сведения хранятся в центре обработки данных, доступ к которому имеют только правоохранительные органы. Защита надежна, к системе нельзя подключиться извне, несанкционированный доступ невозможен. Система записывает каждую операцию, что позволяет понять, кто, когда и какие данные запрашивал.
Есть какие-то результаты работы системы распознавания лиц? Сколько преступников поймали?
С начала сентября, когда мы запустили распознавание лиц в полную силу, было задержано около 900 человек, подозреваемых в совершении серьезных преступлений — например, связанных с незаконным оборотом наркотиков, кражами, причинением тяжкого вреда здоровью и другими нарушениями уголовного кодекса.
Кроме того, камеры помогают найти потерявшихся детей, пожилых людей. Теперь у граждан гораздо больше шансов найти пропавшего родственника, обратившись в полицию. Для многих это вопрос жизни и смерти. С сентября 2020 года система распознавания лиц помогла найти 25 детей и подростков в возрасте до 18 лет и вернуть их в семью.
Каждый день появляются новости о новых камерах и системах распознавания лиц — в метро, на парковках и улицах и, наконец, в гаджетах. Немало тех, кто утверждает, что теперь за каждым из нас следят. Насколько это справедливо?
Нет, это в корне не так. Распознавание лиц может представлять опасность только для преступников. Для остальных 99,9 процента пассажиров оно лишь помогает повысить комфорт и обеспечить безопасность поездок. Если вы не совершали преступления, не имеете проблем с законом и вас не разыскивают родственники, камера вас только защитит и ни в коем случае не распознает в вас нарушителя общественного спокойствия.
Значит, камеры нужны исключительно для безопасности пассажиров, и опасаться москвичам нечего?
В первую очередь — да. С помощью умных камер сотрудники правоохранительных органов могут увидеть мелкие правонарушения: кражи, потасовки. Это позволяет полиции быстро разобрать конфликтные ситуации и оценить работу сотрудников метро.
Кроме того, через камеры мы можем удаленно контролировать качество работы клинингового сервиса. Например, качество уборки вагонов и станций. Также камеры помогут нам улучшить работу сервиса оценки загруженности вагонов.
Недавно были новости о том, что экраны в метро будут выявлять «праздношатающихся». Какое вам дело, с целью я иду или нет?
Никакого. «Праздношатающиеся» — это специальный термин, пришедший к нам из США (loitering) — там это буквально считается разновидностью административного нарушения. Так выявляются торговцы наркотиками, например, и представители преступных группировок. Если человек слишком долго находится в одном и том же месте транспортной инфраструктуры без какой-либо цели — это нетипичное поведение, и система может на него среагировать.
В целом все наши действия направлены на улучшение пассажирского опыта использования транспорта. Это главная цель всех изменений: установки камер видеонаблюдения, распознавания лиц и новых цифровых сервисов. Мы должны быть уверены, что используем эффективные инструменты для обеспечения безопасной и комфортной среды в метро.