С 1 февраля все работодатели должны произвести индексацию заработной платы своим работникам. Это право россиян закреплено поправками к Конституции РФ, которые ранее предложил президент Владимир Путин. В том случае, если работодатель не станет проводить индексацию зарплат, это будет считаться нарушением трудового законодательства. Индексировать их должны на уровень роста потребительских цен. Почему, «ФедералПресс» рассказал политолог, научный сотрудник Научно-исследовательского и информационного центра Башкирской академии государственной службы и управления Арсен Шаяхметов:
«Законодатель с 1 февраля принял решение о повышении заработных плат. Станем ли сытнее жить? Попробуем разобраться.
2020 год принес россиянам очередное снижение доходов и уровня жизни. Начиная с 2015 года в стране не наблюдается существенного экономического роста, экономика находится в вялотекущей стагнации. Пандемия коронавируса ввела в рецессию всю мировую экономику, и перспективы ее восстановления пока туманны.
В России одним из наиболее обсуждаемых последствий коронакризиса стало снижение заработных плат. Точнее, по данным Росстата, начисленные заработные платы стабильно росли даже в месяцы локдауна, снизившись лишь в августе, но с сентября вновь войдя в рост. Статистика фиксирует среднюю заработную плату на уровне 49 538 рублей (на 1 ноября 2020 года). Причем уровень оплаты труда по федеральным округам разнится почти в 2 раза. Самым зажиточным оказался Центральный федеральный округ – средняя зарплата на уровне 62 тысяч рублей. Конечно, экономическим локомотивом здесь является Москва – средняя зарплата 94 тысячи рублей, в остальных субъектах 30–40 тысяч рублей.
Экономист о зарплатных ожиданиях россиян: «Для счастливой жизни нужно меньше»
Вслед за ЦФО расположился Дальневосточный федеральный округ – 58 468 рублей. Разброс показателей здесь также существенный – от 120 тысяч рублей (Чукотка) до 41 тысячи (Бурятия), однако условия проживания и высокие цены не делают серьезных различий в качестве жизни с другими регионами страны.
Уральский и Северо-Западный федеральные округа отражают «среднюю температуру» по стране – 50 842 и 55 752 рублей соответственно. УрФО подтягивается за счет нефтегазовых регионов (ЯНАО, ХМАО, Тюменской области) и СЗФО – Санкт-Петербурга, НАО и Мурманской области.
Схожий уровень жизни наблюдается в Сибирском ФО (43 077 рублей), Приволжском ФО (36 350 рулей) и Южном ФО (35 198 рублей). В этих округах нет существенной дифференциации по оплате труда, все регионы идут очень ровно. Тем не менее в общей среде выделяются Красноярский край (52 545 рублей), Татарстан (40 151 рубль), Башкортостан (38 324 рубля), Астраханская область (37 033 рубля) и Краснодарский край (36 155 рублей).
Наименьший уровень оплаты труда в Северо-Кавказском федеральном округе – 31 048 рублей, а отметку в 30 тысяч рублей преодолел только Ставропольский край – 33 682 рубля.
Мы видим, что реальная заработная плата, несмотря на кажущийся рост или стагнацию, в действительности снижается. Виной тому инфляция, рост цен, снижение покупательской способности. Несмотря на то что итоговая инфляция в 2020 году составила лишь 4,9 %, федеральное правительство уже вводит регулирование цен на продукты питания на фоне их стремительного роста. В этой связи как раз и принято решение проиндексировать заработную плату всех категорий работающих людей на эти самые 4,9 %. Данное обязательство должны выполнить все работодатели, да вот только подход к реализации везде разный. Кто-то действительно увеличит заработную плату на этот процент, кто-то увеличит лишь оклад (который в разы меньше итоговой суммы), и надбавку получатель вряд ли ощутит, а кто-то лишь изобразит документально повышение, а в конверте продолжит выдавать прежнюю или меньшую сумму.
2021 год должен стать периодом болезненного восстановления экономики. Прогнозируемый экономической рост может составить 2–3 % к 2020 году, но реалистичный расклад сейчас никто дать не может – слишком много неизвестных факторов. Сегодня начинают снимать постепенно введенные ограничения, но эффект от второй волны пандемии и вероятность третьей пока просчитать невозможно».
Фото: ФедералПресс / Полина Зиновьева
Экономический кризис