30 сентября 2020
На Новой Риге открылся новый универмаг «Стокманн», и по такому поводу «РБК Стиль» вспоминает самые яркие моменты более чем 30-летней истории модной сети в России и рассказывает о людях, которые помогают эту историю писать, — сотрудниках компании и покупателях.
«Стокманн» в России: сменяя эпохи
От любимого универмага политбюро до популярной сети модных универмагов современной России — «РБК Стиль» вспоминает, как финская компания покоряла нашу страну.
Время перемен
1989 год. На советских кухнях кипятятся джинсы-варенки, в телеэфире гарцуют гардемарины, а по железным дорогам мчатся поезда «Толстой» и «Репин», невольно ставшие ревущими символами перестройки. Ведь именно они доставляли в Москву и Ленинград, где люди выстраивались в очереди перед пустыми прилавками, посылки с заграничными колбасами, сырами, фруктовыми йогуртами, пластиковой посудой и даже автомобильными шинами — все прямиком из Хельсинки. Так одна из старейших сетей модных универмагов Европы «Стокманн» начала прокладывать себе путь на российский рынок.
Проводником в капиталистический рай для человека эпохи заката СССР стали красочные каталоги «Калинки» — совместного предприятия «Мосторга» и «Стокманн», чьи универмаги еще в 1960-х были для жителей Страны Советов символом благополучного Запада. Ни одна советская делегация в Финляндии не могла пройти мимо флагмана сети в Хельсинки — в 1966-м во время семейного шопинга здесь были замечены председатель совета министров СССР Алексей Косыгин с женой, ездили за покупками в Хельсинки и экспаты, живущие в Москве и Ленинграде. Со временем слава об универмаге, который большинство жителей страны, разумеется, никогда не видели, стала народной. По воспоминаниям датского журналиста Лейфа Дэвидсона, работавшего в СССР в 1980-х годах, некоторые жители закрытой страны были уверены, что «Стокманн» — это и вовсе столица Финляндии.
Конечно, и в 1989-м позволить себе товары из «Стокманн» могли только экспаты и дипломаты, журналисты-международники и верхушка номенклатуры: купить все это многообразие можно было лишь за валюту. Однако советская элита настолько привыкла к западным продуктам, что уже в том же году на Зацепском валу был открыт первый супермаркет «Калинка-Стокманн».
Первый модный ритейлер
Одновременно с супермаркетом «Калинка-Стокманн» открывает корнер модной одежды в ГУМе и становится фактически первым фэшн-ритейлером на советском, а потом и постсоветском пространстве. В главный универмаг Москвы финны привозят эксцентричные наряды Moschino, именной бренд Карла Лагерфельда, драпированные платья Alberta Ferretti, итальянскую обувную классику Sergio Rossi и сверхпрочные изделия Wolford. Успех оказался оглушительным: уже за первый год работы оборот советско-финского предприятия превысил 1 млн инвалютных рублей.
Кстати, в Москву «Стокманн» импортировал не только западные бренды, но и западный сервис — магазины управлялись менеджментом из Хельсинки, и даже для продавцов английский язык был привычнее русского. Впрочем, нельзя сказать, что покупатели часто сталкивались с языковым барьером. На входе в «Калинку-Стокманн» необходимо было предъявить кредитную карту, которой, разумеется, не было у рядового советского гражданина. Во всяком случае до 1991 года.
Магазин государственной важности
Может ли поход одного человека в супермаркет стать историческим событием для всей страны? Вполне. По крайней мере, не иначе как исторической покупку вице-президента «Кредо Банка» Игоря Липанова 21 сентября 1991-го и не назовешь. Важно было даже не что он купил, а как: Липанов стал первым человеком в стране, расплатившимся за товары пластиковой картой отечественного банка. Оплата прошла через кассу «Калинка-Стокманн» на Павелецкой.
В том же году на улицы Москвы выезжают «шестисотые» Mercedes-Benz, наш потребитель знакомится с диковинными чайными пакетиками, а в детских появляются кукольные домики Barbie — капитализм шагает по стране. Те, у кого есть деньги, с ажиотажем скупают невиданный ранее импорт, а супермаркеты с забитыми до потолка полками становятся своеобразными музеями космополитичной культуры. Используя свое преимущество первопроходца на российском рынке, «Калинка-Стокманн» расширяет сеть магазинов. Распространение этих островков благополучия кажется делом почти что государственной важности: на открытие «Калинка-Стокманн» в Санкт-Петербурге в 1994 году приезжает мэр города Анатолий Собчак в компании будущего президента России Владимира Путина.
Финская выдержка
К середине 1990-х годов «Стокманн» настолько упрочил свое положение в России, что решился на значимый шаг — открытие большого модного универмага. Место для него выбрали вполне символичное — Смоленский пассаж, который стоит прямо напротив МИДа, чьи дипломаты еще в советские времена познакомились с финскими магазинами. Многочисленные процессы согласования и бюрократические проволочки настолько затянули процесс строительства, что первый полноценный универмаг «Калинка-Стокманн» открылся лишь в августе 1998-го. И, как известно, в тот же месяц страна объявляет себя банкротом. В России дефолт.
Руководство компании решает не уходить из России: в конце концов, после каждого кризиса перед «Стокманн» открывались новые перспективы. Поступок оказался дальновидным: уже через пару лет нефтяные котировки взлетели вверх, страна оправилась от экономического шока, а русские стали самыми завидными покупателями Европы.
Победоносное шествие
Долго разгадывать загадочную русскую душу байерам модных универмагов не пришлось — закупка быстро адаптировалась под запросы клиентов: российские oligarchs и другие бизнесмены облачились в строгие костюмы Boss, а их жены скандинавскому минимализму предпочли лоснящиеся меха. Однако «Стокманн» не только следовал вкусам своих клиентов, но и формировал их, в том числе и с помощью персональных стилистов — невиданная для российского ритейла новация.
На протяжении 2000-х годов «Стокманн» открывал новые универмаги — от московской «Меги» до флагмана на Невском проспекте в Санкт-Петербурге, наращивал ассортимент, а вместе с ним и аудиторию. Универмаги «Стокманн» стали частью жизни российских покупателей: сюда будущие выпускницы приходили за платьем мечты, вчерашние студенты — за первым офисным костюмом, состоявшиеся предприниматели заезжали за новым портфелем, а гостеприимные хозяйки искали идеальный сервиз.
Практичные финны даже подсчитали, что к 2007 году по меньшей мере две трети жителей Москвы и Петербурга были знакомы с брендом. Конечно, сказать спасибо за это стоит и знаменитому желтому приведению — символу акции «Сумасшедшие дни», которую впервые провели в Финляндии в 1986 году, а в России — ровно 20 лет спустя. Дважды год — в апреле и октябре — в течение пяти дней тысячи товаров в «Стокманн» продаются по очень выгодным ценам. И поверьте: в эти дни в универмагах действительно творится сумасшествие.
Сегодня «Стокманн» — это более 350 модных брендов для универсального гардероба, отражающего популярную концепцию mix & match, свободную от условностей и предрассудков. Главное — ваше собственное настроение и мироощущение. Душа требует ярких красок? Присмотритесь к испанцам Desigual, чьи красочные принты станут жизнерадостным акцентом в любом образе. Сочетайте их с вневременным денимом Levi’s, а если хочется спокойствия и комфорта, добавьте к джинсам шерстяной кардиган Lauren Ralph Lauren. Есть на полках универмагов и массивные ботинки Bronx, которые без тени сомнения можно надеть с романтичными платьями Hobbs и Belucci. Ну а на мужской образ работает не только Boss, предлагающий покупателям полный гардероб, от верхней одежды и костюмов до спортивных футболок, но и Karl Lagerfeld, доказывающий, что черный цвет бесконечно многообразен, Tommy Hilfiger, каждый сезон переосмысливающий американскую классику и не уходящий стиль преппи, и дружественные «Стокманн» шведы Marc O’Polo с их базовой одеждой на все случаи жизни.
Скандинавское счастье и российское будущее
В 2016-м английский словарь Коллинза публикует свой ежегодный список слов года, второе место в котором занимает датское «хюгге», описывающее чувство уюта и умиротворения, характерное для скандинавских домов. И если слово для покупателей «Стокманн» могло оказаться в диковинку, то само чувство им было знакомо: под брендом Casa Stockmann финны более 10 лет выпускают товары для дома из натуральных материалов и мягкий текстиль, укутавшись в который, так здорово наблюдать, как тлеют дрова в камине. Впрочем, марок домашней утвари и предметов интерьера в «Стокманн» вообще хватит не на одну загородную резиденцию — их в ассортименте универмагов более 180.
В том же году «Стокманн» окончательно дал понять, что с нашей страной бренд расставаться не намерен: у компании появились российские акционеры, а у руля встал местный менеджмент, который рос и развивался с ней все эти годы. Под его управлением сеть не только пережила все кризисы, но и усилила свои позиции: теперь «Стокманн» объединяет 11 универмагов в России, включая Екатеринбург, Краснодар и Казань, и один аутлет — кстати, первый в мире аутлет финского бренда.
Универмаг 2.0
Начало 2020-х стало без преувеличения поворотным моментом в развитии модной индустрии: ритейлеры в спешном порядке перебрасывали все свои силы в онлайн, бренды пытались объединить производственные процессы, а кто-то и вовсе осваивал новые для себя сферы. Что касается «Стокманн», то сеть встретила всемирный локдаун в боевой готовности: еще в 2018 году она запустила интернет-магазин, посещаемость которого за время карантина выросла в разы.
Интересно, что кейс «Стокманн» идет вразрез с мировым экономическим трендом: в то время как крупнейшие универмаги по обе стороны Атлантики сокращают количество точек продаж или вовсе уходят в цифровое пространство, опыт компании в России показывает, что нашим покупателям все еще близки старые добрые офлайн-магазины. Сразу же после отмены ограничительных мер посещаемость в сети «Стокманн» восстановилась на 80% — люди истосковались по опыту, который может дать модный универмаг: тактильные ощущения при выборе, букет ароматов в парфюмерном отделе и, разумеется, консультация грамотного специалиста. Поэтому «Стокманн» и дальше намерен развиваться в двух направлениях, объединяя все лучшее, что могут предложить поход в универмаг и онлайн-шопинг. Ведь кто-то из покупателей предпочитает найти вещь онлайн и купить ее в магазине, а кто-то — наоборот. Быть там, где удобно клиенту, — вот главная стратегия бренда в наши дни.
Новые горизонты
Феноменальное чувство времени и современных трендов «Стокманн» продемонстрировал, запланировав открытие нового универмага на Новорижском шоссе в 2020 году.
Массовый переход на удаленную работу заставил многих из нас столкнуться с домашними проблемами, на которые мы раньше закрывали глаза: непродуманное освещение, неудобное рабочие место, да и просто надоевшая мебель. Кто-то решил проблему радикально, переехав за город, но и там приходится заново обустраивать все под себя. Открытие универмага на одном из самых популярных загородных направлений стало для «Стокманн» необычайно удачным решением, а заодно и подтверждением правильности выбранной стратегии. К слову, архитекторы проекта постарались на славу: стильные интерьеры вдохновляют на обновление дома и гардероба, и это еще один плюс в копилку знакомых с детства универмагов.
Дальше — больше. В планах у «Стокманн» — обновление универмага в торговом комплексе «Мега Химки» и расширение сети, запуск новых онлайн-форматов и, конечно, новые бренды и категории товаров. А учитывая, что вот уже 31 год компания безошибочно угадывает запросы российских покупателеей, можно смело утверждать: «Стокманн» в нашей стране ждет долгая и увлекательная история.