В Кременце Логойского района всего 53 домовладения. Крошечная деревенька ничем на первый взгляд не примечательная, однако у нее есть своя изюминка. Здесь сохранился обряд поклонения камню, который местные жители называют не иначе как святым. Казалось бы, валунов, россыпь которых украшает землю Беларуси, уйма, а этот – особенный. Люди верят, что если подвигать камень, или, как сельчане говорят, «пакратаць», можно вызвать дождь. Этим действенным рецептом они пользуются столетиями.
Самая высокая точка деревни – Маякова гора. Местные окрестили ее так еще в прошлом веке: поблизости проходила граница СССР и Польши, и на холме стоял маяк, который выполнял функцию ориентира. До нашего времени он не сохранился – сожгла молния. Вид на окрестности с горы красивый. Справа – бор, где лежит святой камень, а прямо – Кременец. С высоты деревня как на ладони: небольшие хатки, ухоженные подворья, скромные сарайчики.
У подножия горы начинается улица Луговая. А в доме номер один живет 78-летняя Татьяна Вязьмина. Татьяну Мартыновну можно назвать местным краеведом: о Кременце пенсионерка, которая больше 30 лет отработала в местной школе, знает практически все. А ведь приехала сюда после окончания Оршанского педучилища по распределению. Сама родом из Лиозно, но радуется, что вся жизнь прошла на Логойщине, где вместе с мужем Виктором Васильевичем вырастили троих дочерей.
– В деревне тогда было под 400 жителей, – рассказывает Татьяна Мартыновна. – Сложно, наверное, сейчас представить, но у нас были свой клуб, медпункт, почта, библиотека. А теперь даже не верится, что такая маленькая «весачка» стала. В основном пенсионеры, да и то большинство из них дачники. Кто-то купил дома, кто-то приезжает на лето в родительские хаты. Немудрено: недвижимость востребована, потому как недалеко от столицы: 30—40 километров на машине разве расстояние?
Татьяна Мартыновна от предложения внуков и детей бросить дом и уехать в столицу категорически отказывается: мол, в собственной хате спокойнее. Хоть уже два года как овдовела, пенсионерка живет своими заботами. Татьяна Мартыновна проводит небольшую экскурсию по подворью: вишни, смородина, ягоды, ухоженные грядочки с овощами, загон картошки, яблони...
– Если продукты нужны – не проблема: к нам несколько раз в неделю приезжает автолавка, – повествует о своей жизни пенсионерка. – Лекарства внуки привезут, но вообще, чтобы попросить у Всевышнего здоровья, часто хожу к святому камню. Знаете, в его силу не верила, пока не стала свидетельницей одного обряда. Как и ведется по обычаю, однажды собрались девять вдов и пошли «кратаць» валун. Была засуха, с весны ни дождинки. Представляете, уже к вечеру после этой «процедуры» началась гроза. Я изумилась. Теперь, как и старожилы, прихожу к нему, чтобы водой, которая собирается в ложбинках на его поверхности, смочить места на теле, где чувствую боль. Но с пустыми руками сюда не принято идти: обычно несут фрукты, цветы, деньги.
Просим Татьяну Мартыновну и нас проводить к святому камню. Она засуетилась: надо сообразить «ссобойку» с дарами. Берет охапку ромашек из палисадника, пару яблок, конфеты.
Пока наш кременецкий гид собирается, знакомимся с ее соседями Константином Кибалкой и Еленой Чальян. Брат и сестра – представители тех самых дачников, которые составляют львиную долю населения деревни. Пенсионеры родились и выросли в Кременце, давно уже обосновались в Минске, но на родину тянет как магнитом.
Из родительского дома, где фактически все лето живут, сделали конфетку: хороший ремонт, на огороде ни сорняка. Одним словом, вернулись к истокам, их дети и внуки тоже периодически наведываются в Кременец. Потомкам, чтобы сохранить историю и гордость деревни, Константин Кибалка рассказывает о главной достопримечательности – святом камне.
Валун «кратаць» в Кременце