«Николаевская свеча»
в Черепах
Жители деревни Черепы Шкловского района Могилевской области открыли нам секреты древнего обряда «Николаевская свеча» и историю четырех чудотворных икон.
Узнав, что в небольшой деревеньке со странным названием Черепы есть аутентичный обряд, о котором мало кто знает, мы решили обязательно там побывать. Но нас предупредили, что обряд для местных жителей носит очень личный характер, и показывать его журналистам могут не захотеть. К нашей радости, сельчане гостеприимно распахнули двери и показали, как встарь их предки проводили обряд «Николаевская свеча».
Деревня Черепы свое название получила, по одной версии, из-за черепов солдат, сложивших здесь головы при Наполеоне. По другой, более доброй версии, из-за мастеров-гончаров и горшков, разбитых на черепки, ведь почва здесь глинистая. Обряд «Николаевская свеча» с давних времен тут проходит 19 декабря. Два его главных атрибута – большая восковая свеча, местные называют ее «миколаевской», и старинная икона Николая Угодника (его здесь зовут просто Микола). Зажигается высокая восковая свеча. Сама икона находится на видном месте в углу хаты. Она не принадлежит какой-то одной семье, а переходит от одного дома другому в День святителя Николая.
Случилось так, что хозяева дома, в котором 2019 год провела икона Николая Угодника, потеряли родного человека. Сорок дней еще не прошло, а потому икону ни выносить, ни передавать было нельзя. Неужели мы сумеем узнать об обряде только на словах? Оказалось, есть в Черепах вторая столь же старинная и ценная икона. А сотню лет назад их было и вовсе четыре! Откуда же в небольшой деревеньке, где даже нет своей церквушки, сразу четыре святые иконы?! У Нины Александровны Ларионовой в Черепах живет брат, отсюда родом их родители. Она и поведала нам историю икон.
«Еще 90 лет назад люди здесь жили по хуторам. Всего было четыре хутора. Здесь всегда очень почитали Николая Угодника. В суровую снежную зиму добраться до церкви получалось не всегда. И тогда хуторяне решили заказать в церкви икону с ликом святого Николая, чтобы она всегда была с ними. Каждый из четырех родов отдельно. У каждого они отличались красками, размерами. Чем больше в оформлении иконы серебра, украшений, тем она считалась богаче. Это зависело от благосостояния христиан. Иконы заказывали частным образом, каждый давал на образ столько денег, сколько мог».
Когда коллективизация объединила четыре хутора в одно селение, получилось так, что в нем сразу оказалось четыре иконы Николая Угодника. Две из них по сей день находятся в деревне Черепы. Третья уехала с кем-то из внуков в город. Четвертую, по рассказам, наследник передал в церковь Мстиславля. Сегодня работники культуры высказывают надежду, что однажды все четыре иконы вновь окажутся вместе здесь, где были намолены и почитаются.
Праздник «Николаевской свечи» готовили заранее. Местные жители старались побывать в церкви, поставить свечки, привезти оттуда освященные просфоры. Вечером 18 декабря собирались, чтобы подготовить николаевскую свечу. В былые времена она считалась мужской, и готовили ее только мужчины. Позже к ним присоединились и женщины.
Готовилась свеча из пчелиного воска, который растапливали на печи. Сучить свечу – катать ее из воска – не так просто. Остывающий воск быстро грубеет, сильно разогретый – обжигает ладони. Нам весь этот процесс показали Екатерина Дмитриевна Ермоленко и ее дочь Светлана. Бабушке Кате уже за 95 лет, она процессом руководила, а Светлана Петровна довела воск до нужной кондиции. Его вымесили, как тесто, и скатали в колбаску. В это время отмерили отрезок льняной бечевки и пропитали его жидким воском. В будущей свече прорезали желоб, уложили туда пропитанный льняной фитиль и закатали внутрь.
«Вот это знатная свеча получилась!» Эту фразу мы потом слышали не раз. Николаевская свеча и правда вышла большой, толстой – такую гостям показать не стыдно. Наталья Васильевна Валуева в деревне Черепы проводила лето и бывала по праздникам. Четырехлетней девчушкой она по-своему запомнила этот праздник. Утром собирали детишек и давали им особое задание.
«Помню, когда все сидели за столом, завтракали, нам говорили: «Детки мои, сейчас вам нужно побежать и позвать гостей». Я, маленькая, бежала с подружками, нам так нравилось! Первым делом стучали в окошко. Хозяйка выглядывала, и мы говорили: «Чу-чу-чу, приходите на свечу!» Нас благодарили и угощали. Перепадали оладушки, пышки, конфеты – все, что было у хозяйки под рукой. Дети довольные бежали дальше, из дома в дом».
Приглашенных гостей ждал накрытый стол. Но сперва нужно было помолиться и повесить на икону наметки – отрез ткани, рушник, платок... Они получали особую силу и бережно хранились в каждом доме весь будущий год. Отведав блюд, все гости становились участниками обряда переноса николаевской свечи и иконы Николая Угодника. Выбрать нового хранителя иконы могли еще год назад, а могли и прямо в этот день, за праздничным столом. Стать им мог лишь достойный сельчанин, ведь это большая честь и ответственность.
Геннадий Иванович Прокопенко родился в Могилеве, но так сложилось, что вырастила его в деревне Черепы бабушка. Еще пацаненком он стал полноценным участником обряда, а сегодня, будучи взрослым мужчиной, не может и года без него прожить.
«Я помню зиму, вьюгу, огромное количество людей. Мне дали булку с хлебом, воткнули в нее свечку. Мы все шли и пели псалмы. Это я как сейчас помню. А прошло уже 50 лет! С тех пор я стараюсь не пропускать ни одного праздника. Меня сюда тянет. Если я здесь не побуду, я чувствую себя плохо».
В этот раз на праздник святого Николая в родную деревню Геннадий Прокопенко привез с собой друга из России по имени Марк. В какой-то момент российский гость признался: «Гена, я много чего в жизни повидал. Но того, что происходит здесь сейчас, я еще не видел. На меня нахлынули такие чувства, словно машина времени перенесла меня на 50 лет назад. Спасибо тебе, что взял меня с собой».
Так большая икона, в центре которой лик святого Николая, а на створках иконы поменьше с изображением святых Варвары и Георгия, на наших глазах заняла место в новом доме. За праздничный стол усаживались гости и хозяева в каждом доме, и в том, где икону проводили, и в том, где приняли. А потом еще неделю могли ходить «Миколу проведывать» с гостинцами. Люди здесь гостеприимные и добрые. Хотя лики святых для них имеют особую духовную ценность, свои иконы они не прячут от людских глаз. Так поступали и их предки. Если кому-то нужна была помощь святого Николая, их разрешалось привезти с собой на праздник. Двери были открыты для всех добрых людей, приглашали и разрешали у иконы помолиться. Ведь Николай Угодник все примечает.
Виктор ЧАМКОВСКИЙ
Фото Алексея СТОЛЯРОВА
Видео Виктора ЧАМКОВСКОГО и Павла КУЗЬМИНА
Когда из дома выносили икону и свечу, пороги устилали меховыми кожухами – чтоб идти мягко. Наземь у дома сыпали солому и зерно – это к урожаю. Первой в путь отправлялась свеча, за ней несли каравай хлеба, а затем саму чудотворную икону. Во многих селениях иконы наделяют легендами об исцелении. У жителей деревни Черепы есть свое поверье. Согласно обряду, прежде чем внести лик Николая Чудотворца в новый дом, под иконой должен, согнувшись, пройти каждый участник действа. И только старожилы знали один важный секрет: проходя под створками иконы, нужно было прикоснуться к рамке спиной. Так святой Николай наделял сельчан здоровьем.
«В свое время у меня очень болела спина, – делится Наталья Валуева. – Мне довелось поучаствовать в этом обряде. Может, я к этому и скептически относилась, но потом поверила. В первую очередь в себя. Во мне появились сила и вера, которых ранее у меня не было. Я шла на обряд по огромным сугробам, думала, завтра уже не встану. Я проползла под иконой по снегу на коленях… И даже не заметила, как легко все прошло, и у меня ничего не болело. И многие так говорят».
Есть и у Геннадия Ивановича своя история, которую он связывает с Николаем Угодником.
«Здесь, в деревне, жила моя тетя Дуня. Я предложил ей взять икону Николая Угодника к себе. Она была уже старенькая, я занялся организацией, и в тот год 19 декабря мы взяли икону к себе. А 22 мая, на летнего Миколу, у меня родилась дочь. Жена родила «на раз»! Мобильных тогда не было. Она родила, и уже через 15 минут встала, сама пошла по коридору и позвонила с больничного телефона. Вот вам и Николай Угодник. И мы ничего не просили у Николая, он сам видит, и сам это дает людям. С Николаем Угодником совпадений не бывает».