«ФедералПресс» предлагает вниманию читателей главные региональные итоги недели. Как обычно, по принципу хит-парада мы расскажем о 10 самых-самых, на наш взгляд, интересных эпизодах. А помогут нам в этом эксперты.
10. Гостей стало меньше, или Удар по рабочим местам
СФО. Мигранты потеряли интерес к Новосибирской области из-за коронавируса
Число мигрантов, приезжающих в Новосибирскую область, за первое полугодие 2020 года составило 162 человека – это в 37,4 раза меньше, чем за тот же период прошлого года. Раньше на протяжении многих лет регион был лидером СФО по числу прибывших, теперь же он занимает последнюю строчку. Зато в число лидеров выбилась Кемеровская область с показателем 1,4 тыс. человек. На втором месте – Тува, куда переехали 1084 гражданина.
«Понятно, что коронавирус повлиял в этом плане на многие регионы, но ситуация в Новосибирской области отличается сильнее других. Наша структура экономики построена таким образом, что ключевую роль здесь играет малый и средний бизнес, который пострадал сильнее всего. И в этом плане проблемы с рабочими местами касаются не только мигрантов, но и жителей области, и государству нужно придумывать механизмы господдержки, чтобы эту проблему преодолеть», – считает депутат заксобрания Новосибирской области Дарья Украинцева.
9. Дотянуть дело или отправиться в колонию-поселение?
УрФО. Депутату свердловского заксобрания от ЛДПР Александру Коркину предъявлено обвинение в убийстве
На этой неделе прокуратура Свердловской области предъявила депутату заксобрания региона от ЛДПР Александру Коркину обвинение в убийстве по неосторожности. Год назад парламентарий отдыхал вместе с компанией на севере Свердловской области, на реке Сосьва. По версии следствия, во время катания на лодке он спустил курок и выстрелил в голову Сергею Титову. У пострадавшего было диагностировано поражение двух полушарий мозга. В итоге от полученного ранения Сергей скончался.
Согласно Уголовному кодексу РФ, по статье 109 предусмотрено максимальное наказание – до двух лет лишения или ограничения свободы либо исправительные работы на тот же срок. Однако есть вариант, при котором Александр Коркин может выйти сухим из воды, полагают юристы. По данным экспертов, суть в том, что срок, по которому можно завести уголовное дело, равен двум годам. С момента происшествия прошел год. По мнению адвоката Сергея Колосовского, если грамотно использовать свою защиту и законные рычаги, рассмотрение дела может продлиться еще год.
«При более-менее адекватной защите он может вывести эту историю за срок давности. И ему вообще ничего не будет. Для этого есть все безусловные основания. Но в любом случае тюрьмы не будет. Для «неосторожников»-первоходок назначается колония-поселение», – считает Сергей Колосовский.
8. Новое амплуа, или Из общественника в депутаты
УрФО. В свердловском отделении «Российской партии пенсионеров за социальную справедливость» бывшего лидера Евгения Зяблинцева сменил Сергей Полыганов
Свердловское отделение РППСС переживает уже вторую смену руководства за последние два года. В 2018 году Дмитрий Сергин решил избраться в Екатеринбургскую городскую думу. На его место пришел Евгений Зяблицев, чью кандидатуру федеральное руководство партии сразу не одобрило.
2020 год – и вновь перемены, Зяблицева сменил Сергей Полыганов, который считается известным общественником в Свердловской области. Он долгое время сотрудничал с «Единой Россией», и многие приписывали его к сторонникам партии. Также в последнее время он возглавлял благотворительный фонд «Бажов». По мнению директора центра Европейско-Азиатских исследований Андрея Русакова, если Полыганов задумает избираться в свердловское заксобрание в 2021 году, то при положительной политической концепции он вполне может набрать необходимые 5 % голосов.
«Сейчас Сергею Полыганову предстоит стать политическим деятелем. А это значит, что нужно трансформировать те смыслы, какие привлекут электорат. И предлагать государственные решения. А это совсем другое амплуа», – говорит Андрей Русаков.
7. Откровения в эфире, или Беседы с губернатором
ЮФО. Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров провел встречу в прямом эфире
Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров провел прямой эфир, в рамках которого поделился откровениями о своей работе. В частности, он признал, что есть фильтры, которые не позволяют всем желающим получить выплаты на детей от трех до семи лет. Впрочем, как есть и задержка с деньгами для безработных. Отдельно Владимир Владимиров подчеркнул, что, как и все, сдает деньги на нужды школы – «на занавески, компьютеры и все остальное».
«Если говорить об упомянутой Владимировым бюрократии, то как раз именно администрация региона может значительно облегчить механизм управления, чтобы не получалось проволочек; не так уж и сложно, как мне кажется, с уровня главы региона согласовать это с федеральными коллегами. А вот момент со сдачей денег на школу весьма интересен. Первое: губернатор фактически признал, что школы нуждаются в определенных вещах, а ведь именно край может и должен это исправлять. Второй момент: насколько корректно со стороны губернатора говорить о том, что сдает деньги? Ведь сейчас прокуратура вполне может проверить школу, где учится ребенок главы, – сообщение о поборах в общем доступе. Хотя, как мне кажется, Владимиров лукавит. Ну, я слабо верю, что учительница звонит губернатору и говорит: надо сдать на занавески. В любом случае перечисленные в прямой линии вопросы лежат в поле решения самого Владимирова», – прокомментировал юрист Александр Гридин.
6. Мало динамики, или Опять «двойка»
УрФО. На Ямале региональная дорожная компания заменит чиновника, который не справился с развитием отрасли
По итогам поездки по восточной части Ямало-Ненецкого автономного округа губернатор Дмитрий Артюхов принял решение об отставке начальника департамента транспорта и дорожного хозяйства Максима Першикова. Карт-бланш, данный чиновнику на раскачку ведомства, не смог выдержать «честного маршрута», составленного жителями региона. В комментариях на странице Instagram главы Ямала неоднократно поднимались вопросы, касающиеся дорожной отрасли. Большое количество нареканий вызвал участок дороги от Пуровска до Коротчаево в Пуровском районе. После недельного автопробега и личного осмотра трассы Артюхов сообщил, что не удовлетворен работой Максима Першикова.
«Есть объективные причины, мы понимаем – коронавирус, но есть недостаточная динамика и недостаточный контроль. Мы об этом говорили в прошлом году. В этом году я не увидел существенных изменений», – заявил глава Ямала.
Вскоре после отставки Першикова губернатор принял решение о создании на Ямале региональной дорожной компании с сетью филиалов по всему округу. Главная задача нового предприятия – поддержание дорог в регионе в надлежащем техническом состоянии. По мнению Артюхова, каждый филиал новой компании должен отвечать за свой участок трассы: чистить его от снега, производить ремонт.
«Наша задача – создать сильное эксплуатирующее подразделение, это будет наше предприятие, мы его будем развивать, насыщать техникой», – рассказал губернатор.
5. Тайное стало явным, или Окончательное обвинение
СФО. Анатолию Быкову предъявили окончательное обвинение в двойном убийстве
Следователи утверждают, что авторитетный предприниматель в 1994 году стоял во главе преступного сообщества и организовал убийство двух человек, которые входили в ту же группировку. Сейчас он находится в СИЗО. Обвиняемый и его защитники должны получить материалы дела в ближайшее время. В дальнейшем, после утверждения обвинительного заключения, дело будет передано в суд.
«Собственные показания я готов подтвердить в полном объеме в суде», – заявляет свидетель обвинения Владимир Татаренков.
4. «Извиняйся!», или Обида по-губернаторски
ПФО. Сергей Морозов подал в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации
На этой неделе нервы губернатора Ульяновской области Сергея Морозова не выдержали и он подал в суд иск о защите чести, достоинства и деловой репутации. Ответчиком стал вице-спикер регионального законодательного собрания Айрат Гибатдинов, представляющий фракцию КПРФ.
Между властью и КПРФ идет жесткая конфронтация. На фоне выборов в городскую думу Ульяновска, где кандидаты партии снимались десятками и, что особенно обидно, по искам, поданным «Коммунистами России», КПРФ пошла ва-банк.
Эпатажные выступления, скандалы и даже драки перетекли с улиц в стены областного парламента. Сергею Морозову, который, по мнению Гибатдинова, поддерживает «Коммунистов России» в лице депутата Максима Сурайкина, да и вообще не дает оппозиции рта раскрыть, досталось особо.
Вывешивание в зале заксобрания плакатов сомнительного креативного содержания переполнило чашу терпения губернатора, и он подал иск. Суд с ним согласился и постановил: Гибатдинов должен извиниться. Поможет ли это остановить волну творчества от КПРФ, главным героем которого остается губернатор, – вряд ли, считают эксперты.
«Морозов абсолютно зря легитимизировал шутки коммунистов. Иск в суд – это своего рода признание, что тебя это действительно волнует, что это слабая точка. В таких случаях целесообразнее игнорировать оскорбления. К тому же судебный процесс – отличный инфоповод, чего Гибатдинов, видимо, и добивался. Если бы Морозов конфликт проигнорировал, он бы так и остался неуместной шуткой. И надо помнить, что в политике есть негласное правило – сильный политик не должен реагировать на такие вещи, потому что фактически начинает играть по правилам своего оппонента. Со стороны выглядит так, что коммунисты имеют такое же влияние, как и действующая власть. То есть КПРФ любой процесс в плюс, а вот губернатор может превратиться в мем», – считает политолог Николай Евдокимов.
3. Разговаривать некогда, или Личный губернаторский контроль
ЮФО. Действующий губернатор Ростовской области ушел с дебатов
Остается фактически неделя до выборов, и в Ростовской области проходили официальные депутаты с кандидатами на пост главы региона. Действующий губернатор во время прямого эфира дебатов собрался и покинул студию.
Всему виной крупный пожар, который привел к эвакуации хуторов, а также введению режима ЧС. Во время своего выхода из студии Василий Голубев отметил, что выезжает в Тарасовский район, где на ликвидации пожара задействованы более 500 человек, свыше 140 единиц техники, в том числе два вертолета и самолет Бе-200.
«Действующая власть не очень любит дебаты, ведь там можно встретиться с неудобными вопросами и острыми дискуссиями. Но Василий Голубев принял участие в дебатах, как это принято в западной модели политики. Диалог мог бы получиться интересным и резонансным. Но губернатор должен находиться в зоне чрезвычайных ситуаций и горячих действий, поехать туда было однозначно правильным решением. Это нормальное явление для руководителя региона. «Не все наши руководители вылетают в такие горячие точки. Профессиональные службы – это профильные структуры; конечно, работа у них отлажена и они знают, что делать. Но личный губернаторский контроль в этом вопросе только в плюс», – заявила депутат Законодательного собрания Ростовской области от фракции КПРФ Татьяна Иващенко.
2. «А деньги где?», или Сверху постучали
ПФО. Президент РФ Владимир Путин жестко отреагировал на ситуацию с разработкой шихана Куштау
И главный вопрос, который задал президент: «А деньги где? В оффшорах?» Глава государства потребовал проверить законность процедуры реорганизации Башкирской содовой компании и выяснить, каким образом пакет контрольных акций, числящихся за государством, внезапно снизился с 62 до 38 %. А также политику начисления дивидентов и программы инвестирования в социально-экономическое развитие республики и модернизацию производства.
Генеральная прокуратура оперативно подала в арбитражный суд иск, и по решению суда все акции БСК были арестованы, в том числе и принадлежащие АО «Региональный фонд». Последнее – государственная организация, принадлежащая правительству Башкирии.
После этого эксперты стали делать осторожные прогнозы, что, конечно, бенефециары могут лишиться всего, но и у правительства Башкирии акции заберут, предприятие уйдет в федеральное подчинение.
Политолог Дмитрий Михайличенко считает, что опасения не имеют под собой почву, центр понимает, что нерационально все забирать наверх.
«Все процедуры по отчуждению акций БСК ведут федералы, а позиция республиканских властей согласовывается с ними. Ключевым в решении центра будет не фактор Хабирова. Центр и так активно забирает у регионалов активы: этот процесс несет существенные угрозы для социально-экономического развития регионов. В Москве понимают, что регионы должны развивать производственную базу у себя и иметь стимулы для этого», – считает эксперт.
1. Шум на ровном месте, или Имитация бурной деятельности
ДФО. Силовики нагрянули с обысками в московский офис Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций
Эта неделя отметилась очень неожиданной акцией силовиков. Они нагрянули с обысками в московский офис Агентства Дальнего Востока по привлечению инвестиций (АНО АПИ). Никаких задержаний не было – однако шуму визит следователей наделал немало. Причина очевидна: АПИ – это одна из важнейших структур Минвостокразвития. Агентство занимается поиском инвесторов для территорий опережающего развития и Свободного порта Владивосток. Оно связано с ключевыми чиновниками ДФО – Юрием Трутневым и Александром Козловым.
И силовики, и чиновники в этот раз в принципе воздержались от комментариев. Есть вероятность, что обыск связан с уголовным делом, которое возбудили в Приморье месяц назад. В начале августа сотрудники ФСБ задержали одного из сотрудников АПИ во Владивостоке – он требовал взятку от крабодобывающей компании. Так это или нет, неясно до сих пор.
Стоит отметить, что Агентство по привлечению инвестиций является частым объектом критики – в том числе со стороны федеральных чиновников. Вопросы к его работе, например, возникали у главы Совфеда Валентины Матвиенко. Возникли они не на пустом месте: агентство до сих пор не может похвастаться какими-то значимыми результатами работы. Более того, многие дальневосточники (включая чиновников) вообще ничего не знают о деятельности АПИ. Как отмечает экономист Максим Кривелевич, многие эксперты вообще считают работу агентства ненужной.
«Все эти структуры избыточны. Государство слишком увлекается созданием всевозможных контрольно-разрешительных органов и госкорпораций. Было бы лучше, если бы их просто не существовало. Получается ведь как: чтобы бороться с излишней бюрократией, создается еще одна бюрократическая структура. В тех же США, например, нет министерства развития Калифорнии. Это не мешает ни разработке телефонов Apple, ни продвижению автомобилей Tesla. У нас же министерства есть на каждый случай жизни, и в них работают те люди, которые при отсутствии министерств могли бы изобретать и свои телефоны, и свои автомобили», – рассказал специалист.
Фото: ФедералПресс / Евгений Поторочин, Дмитрий Барков, Елена Сычева; donland.ru; ГУЭБиПК МВД России; ulgov.ru
Главное за неделю в регионах