Памятник жертвам немецкого пересыльного лагеря «Дулаг-184»

2.jpg

21 июня 2014 года, накануне Дня памяти и скорби в городе Вязьма Смоленской области был открыт мемориал десяткам тысяч советских военнопленных, погибших в немецком пересыльном лагере «Дулаг-184».

В торжественной церемонии открытия приняли участие: Председатель Российского военно-исторического общества, Министр культуры РФ Владимир Мединский, губернатор Смоленской области Алексей Островский, автор памятника, народный художник России, скульптор Салават Щербаков, епископ Смоленский и Вяземский Исидор, президент Международной ассоциации общественных поисковых объединений «Народная память о защитниках Отечества» Евгения Иванова, родственники погибших здесь узников и ветераны Великой Отечественной войны.

- Только в этом лагере от голода, холода и болезней - тут же находились тяжелораненные, в первую зиму 1941-1942 года на страшном морозе погибло 70 тысяч наших солдат, - рассказал, выступая на открытии, Владимир Мединский, - это даже нельзя назвать геноцидом. Просто такого в мировой истории еще не было.

В октябре 1941 года немцы загнали выживших в окружении защитников Москвы в недостроенное здание авиационного завода без крыши, окон и дверей (теперь это здание вяземского мясокомбината). Часть пленных разместили прямо на пустыре. Замученных, расстрелянных, умерших от голода и болезней, ран и инфекций, заключенных немцы хоронили в огромных погребальных рвах. «Дулаг -184» действовал в Вязьме вплоть до самого ее освобождения – до 12 марта 1943 года. Сразу после освобождения было произведено обследование территории и обнаружено и вскрыто 45 погребальных рвов, 100 метров в длину и 4 в ширину. По данным Министерства обороны, численность погребенных в рвах может превышать 80 тысяч человек.

В памятник вмонтировано 50 фотографий пленников, прошедших через лагерь. Известны только 4 тыс. имен погибших, это те, кто проходил по спискам трех лазаретов «Дулаг-184», располагавшихся на примыкающих к лагерю территориях. Однако десятки тысяч захороненных здесь военнопленных, с большой вероятностью, так и останутся безымянными героями, мучениками, в буквальном смысле – без вести пропавшими.