Действие фильма происходит в 2154 году на планете Пандора, похожем на Землю спутнике газового гиганта Полифем. Корпорация RDA (Управление по разработке ресурсов) добывает на этой планете необычайно ценный минерал анобтаниум. Этой операцией управляет Паркер Селфридж, представитель корпорации и начальник колонии людей. Условия на Пандоре похожи на земные, но атмосфера ядовита для человека, поэтому люди носят маски с фильтрами. Пандору населяют На’ви — трехметровые синекожие гуманоиды, живущие в гармонии с природой и поклоняющиеся божеству Эйве. Из-за добычи анобтаниума, вредящей экосистеме Пандоры, и истребления коренных жителей, отношения между людьми и На’ви ухудшились. Для освоения биосферы и налаживания отношений была запущена программа «Аватар»: искусственное выращивание тел, полученных путём конвертации ДНК людей в навитранскриптазу.
На планете под названием Пандора, что находится на расстоянии нескольких световых лет от Земли, имеется огромный запас полезных ископаемых. Землянам, переживающим энергетический кризис, до зарезу необходимо новое топливо. Но над основным месторождением расположилась большая деревня племени На’ви, местных жителей, которые нипочем не желают покидать родные места. Земляне (представленные здесь исключительно американцами — возможно, кризис коснулся только США) периодически засылают к На’ви своих ученых и шпионов — но не в человеческом обличье, а в телах «аватаров», существ, полученных путем комбинирования человеческой и навийской ДНК.
За очередного аватара, посланного договариваться с местными, отвечает Джейк Салли (Сэм Уортингтон), слегка подпорченный физически и умственно морской пехотинец в инвалидной коляске. Однако в теле аватара он способен бегать, прыгать и попадать в идиотские ситуации не хуже любого другого. Случайно оказавшись в поле зрения На’ви, он допускается в племя на правах ученика. Обучаясь языку и обычаям племени и увлекшись симпатичной (по местным меркам) аборигенкой Нейтири (Зои Салдана) Джейк все меньше хочет назад, в собственное убогое тело. Кроме того, земное командование ждет от него конкретных результатов: он должен убедить На’ви покинуть малую родину, а затем принять участие в захвате их земель.
Мировая пиар-кампания, развернутая вокруг нового фильма режиссера-титаника, профессионально подогревала страсти. Кэмерон задумывал это кино еще в 70-х!Бюджет составил почти 200 миллионов долларов! Очередной прорыв технологии motion capture! Кэмерон что-то уже снял, но никому не показывает! Даже новость о том, что у режиссера во время пресс-конференции в Москве сперли кошелек, работала в нужном направлении.
И вот вы смотрите «Аватар» на большом экране, возможно, даже в специальных очках.
Вначале зрелище действительно захватывает: диковинная флора и фауна чужой планеты необыкновенно ярка и красива. Мимика разумных синемордых обитателей Пандоры с помощью упомянутого «захвата движения» (когда с человека, обвешанного датчиками, на компьютере лепят трехмерную модель), точна и выразительна. Но два часа сорок минут оценивать игру в очередной раз клонированной Сигурни Уивер, любоваться летучими ящерами или белым пухом, без конца летящим с обожествляемого На’ви дерева, — это выше человеческих сил.
Агрессивное преобладание формы над содержанием в «Аватаре» проявляется в полной мере. Самая протрясающая мысль, ради которой, очевидно, и затевалась эта обжираловка для глаз, звучит так: «когда нам что-то надо, мы объявляем чужую страну врагом, завоевываем и отбираем ее богатства». С детсадовской непосредственностью Кэмерон предлагает увидеть в народе На’ви — американских индейцев, гонимых завоевателями Старого света. История любви чужеземца и прекрасной аборигенки, без затей изображенную в «Покахонтас», между тем раздувается до блокбастера. И простые вопросы вроде «зачем На’ви хвосты, если они ими не пользуются?» или «как земляне, способные создавать новые формы жизни, не удосужились заново отрастить ноги герою войны?» на этом празднике зрелищности лучше не задавать вовсе.
Да, создатель самой душещипательной мелодрамы о спасении утопающих и автор самой попсовой серии «Чужих» в очередной раз удивил публику, одним махом задрав бюджетную и визуальную планку на новый уровень. Останется ли он там в гордом одиночестве или скоро его потеснят матерые коллеги вроде Земекиса — от этого зависит, какое кино заполонит прокат в самое ближайшее время. И будет ли относиться понятие «актерская игра» к живому талантливому человеку или к его высокоточной компьютерной модели. Необязательно синего цвета.
Внешняя сторона картины вызывает одно лишь восхищение и трепет. Буйство красок не влечет за собой резь в глазах. Все настолько органично, что не вызывает чувства плакатности и переизбытка спецэффектов.
Это, несомненно, является плюсом для картины, состоящей на 60% из компьютерной графики. Выбираются такие ракурсы, при которых можно охватить все величие природы на Пандоре и гигантский труд создателей картины. А иногда камеру умышленно «пускают вскачь», чтобы передать динамизм событий.
Здесь нет эффектов ради эффектов, а все визуальные пиршества, происходящие на экране, ненавязчивы и воспринимаются как величественные декорации. Кэмерон решил поразить нас природной красотой, пред которой меркнут любые изощренные произведения искусства. И это ему удалось.
Каждый человек смотрит на фильм с своей точки зрения и оценивает по своему, так что вперед господа. Кто как хочет но по моему мнению Кэмерон в виде сказки показал рай Божий. Обычно в летаргическом сне бывавшие опысивают рай как раз в таких цветах которых не сушествует на нашей земле, слова материализуется и сказка преврашается в жизнь.