Вирусный удар по экономике
Оптимистичные прогнозы в сторону: пандемия COVID-19, охватившая весь мир, закончится не скоро. Более того, специалисты предсказывают, что в Европе она может продлиться до двух лет: нас ждет несколько волн заболеваемости. Тут уж не приходится ожидать, что мир вернется в прежнее состояние. Так или иначе ездить за границу будет не так просто, как раньше: границы будут закрыты как минимум частично, а перемещение людей — серьезно ограничено.
Глава Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Анхель Гурриа уже заявил, что ущерб, который пандемия нанесла мировой экономике, уже превысил убытки от кризиса 2008 года и финансовые потрясения после терактов 11 сентября. И быстро восстановить мировую экономику попросту не получится. Прогноз по снижению роста мирового ВВП из-за пандемии — примерно вдвое, до 1,5% — Гурриа уже охарактеризовал, как «чрезмерно оптимистичный».
По данным экспертов агентства Bloomberg, может и вовсе не быть никакого роста: самый пессимистичный (и уже самый реалистичный) сценарий развития ситуации предполагает, что показатель ВВП упадет до нуля. В целом потери мировой экономики могут составить 2,7 триллиона долларов, что примерно равняется ВВП Великобритании.
Чем это грозит обычным людям, которые не имеют дел с триллионами и на мировую экономику не влияют? Мы сделали несколько довольно пессимистичных предположений, которые имеют немалую вероятность воплощения в реальность.
Малый бизнес не выдержит
Повсеместный карантин сильнее всего бьет по индустрии услуг и развлечений. Даже если ситуация начнет выправляться хотя бы в мае этого года — туристическая отрасль уже испытала серьезнейшее потрясение: большинство компаний обанкротятся. Такая же судьба ждет ивент-агентства, большинство кафе и ресторанов.
«Я закрыла уже пять кафе из 33 московских. Выручка по сети упала на 85%. 90% малых и средних предпринимателей — таких, как я, — не смогут оправиться от вируса, — говорит Анастасия Татулова, основатель сети семейных кафе ‘АндерСон’. — А вокруг масса нелепых шуток, мемов и обучающих курсов ‘как разобрать шкаф в карантине’ и ‘как не убить мужа и ребенка, пока сидишь дома’». Но не только рядовые пользователи интернета, по мнению Анастасии, слишком легкомысленно относятся к ситуации. Представители власти до сих пор не сформировали никакого плана экономических мер, которые помогли бы малому и среднему бизнесу пережить пандемию.
Действительно, в правительстве РФ недавно составили список системообразующих предприятий, которые государство будет поддерживать во время этого беспрецедентного кризиса. Но что будут делать остальные? Ведь по информации проекта «Сберданные», в России сейчас около 18,3 миллионов рабочих мест создает как раз малый и средний бизнес, а также индивидуальные предприниматели.
Прогноз неутешительный: страну ждет волна безработицы. Точно спрогнозировать ее масштабы пока невозможно — пандемия на территории РФ только разворачивается, и реальные масштабы бедствия для экономики можно будет оценить лишь в конце апреля — начале мая. Но пример других стран показывает, что удар будет серьезным. Например, в США за неделю с 14 по 21 марта было подано три с лишним миллиона заявок на пособие по безработице. Это в 11 (одиннадцать!) раз больше, чем за предыдущую неделю, и в 4,5 раза больше «рекорда» 1982 года.
Купить технику станет сложнее
Если вы этой зимой планировали приобрести новый смартфон или ноутбук, но отложили покупку до более теплых во всех смыслах этого слова времен — советуем сделать это поскорее. Девальвация рубля и перебои в технологических цепочках могут привести к тому, что уже во втором полугодии цены на бытовую технику ощутимо поползут вверх. Пока ритейлеры распродают складские запасы, радикального пересмотра ценников не должно случиться. А вот товары из новых партий будут дороже нынешних на 20-35%.
Большинство автомобилей также подорожают: рост цены, в зависимости от курса рубля и динамики пандемии, составит от 6 до 10 процентов. При этом повысится цена не только на импортные, но и на отечественные автомобили, ведь российские заводы используют как иностранные комплектующие, так и заграничное оборудование.
Тех, кто успел купить автомобиль до начала глобального кризиса, тоже ждут нерадостные новости. Ездить тоже станет дороже, ведь с большой вероятностью поднимутся цены на бензин. И это, как ни странно, на фоне обвального удешевления нефти. О таком сценарии предупредили участники Независимого топливного союза, объединяющего собственников нескольких сетей АЗС и оптовых продавцов топлива. Из-за снижения спроса на нефтепродукты возможен спекулятивный рост цен, посредством которого поставщики попытаются перекрыть свои убытки. Видимо, для многих российских семей машина и компьютер из утилитарных инструментов скоро вернутся в разряд роскоши, как это было лет 30-35 назад.
Проблема трудовых мигрантов
Только за первое полугодие 2019 года в РФ с целью получить работу въехало 2,4 миллиона человек. Подавляющее большинство — из небогатых среднеазиатских стран: 918 тысяч из Узбекистана, 524 тысячи из Таджикистана, 265 тысяч граждан Киргизии. При ухудшении экономической ситуации многие из них окажутся без работы и столкнутся с большими трудностями при попытке покинуть Россию. Но есть ли смысл ее покидать с учетом того, что на родине дела явно обстоят не лучшим образом? Многие из приезжих, испугавшись возможных проблем с продлением патента и трудового договора, попытались улететь домой — и застряли в аэропортах. По словам многих из них, билеты им продавали, не предупреждая о том, что границы уже закрыты, а рейсы отменены. Многие люди теряют надежду на то, что родина пришлет за ними самолет.
Что будет с теми, кто останется здесь и лишится работы? Им придется искать какие-то пути заработка, и с большой вероятностью пути эти будут противозаконными. России грозит серьезный всплеск преступности — подобный тем, с которыми уже столкнулись в некоторых странах Европы. «Огромные проблемы на юге Италии, усилившиеся карантином. 4 млн человек там работают ‘по черному’, неофициально. Таким образом, карантин лишил их и этой возможности, — пишет живущая в этой стране журналистка Светлана Конеген. — Они нередко выхватывают прямо на улице из рук прохожих сумки с едой, воруют в супермаркетах или набирают тележки с продуктами, отказываясь платить на кассе. У входа в супермаркеты вынуждены дежурить полицейские. В интернете была организована группа ‘Национальная революция’, вполне возможно организованная при поддержке местной мафии, нацеленная на ограбление супермаркетов».
Другая сторона этой проблемы: многие отрасли России без мигрантов работать попросту не смогут. Видимо именно поэтому премьер-министр России Михаил Мишустин подписал распоряжение, которое дает жителям стран СНГ право беспрепятственно въезжать в РФ, несмотря на закрытие границ начиная с 30 марта. С точки зрения рядового человека, которому нужна какая-то работа, это решение, безусловно, положительное. С другой стороны, подобный половинчатый запрет ставит под вопрос сам факт закрытия границ. При всем уважении к властям среднеазиатских государств и к их гражданам, вряд ли их медицинская система сумеет задушить распространение вируса в зародыше. А SARS-CoV-2 там уже появился.
Нефть за бесценок
Ни для кого не секрет, что доля нефтегазовых доходов в российском бюджете весьма велика. Так, по данным ученых из Липецкого университета, доля сырой нефти в общем экспорте товаров из РФ составляет около 26%; вместе с газом и продуктами переработки нефти эта цифра еще выше. При этом объем нефтегазовых доходов в последнее время рос стремительными темпами. По данным Росстата, с 2016 по 2018 год доля от продажи нефти, газа и продуктов их переработки выросла на 46% — до девяти триллионов рублей. Для сравнения: ненефтегазовые доходы выросли за тот же период всего лишь на 20%.
Теперь же, когда мировая экономика вкатывается в рецессию, стоимость одного барреля «черного золота» стремительно падает. Промышленное производство сокращается, а хранилища нефтепродуктов заполнены почти под завязку. Среди аналитиков нет общего мнения, какой будет стоимость нефти в ближайшие несколько лет. Да что там несколько — с 2020-м не все понятно. Например, специалисты Goldman Sachs и Energy Aspects уверены, что средняя стоимость барреля нефти марки Brent в этом году не превысит 20 долларов. Некоторые пессимистичные сценарии предполагают, что баррель нефти во втором полугодии будет торговаться по цене 3-5 долларов.
Первый вице-премьер России Андрей Белоусов не столь пессимистичен. По его мнению, цена барреля во втором полугодии будет колебаться на уровне 35-40 долларов. «Есть оценки, в том числе нашего Минэнерго, что она еще выше будет, за 40 долларов. Ну, будущее покажет, кто прав», — говорит чиновник. Однако общий вывод один: нефти по семьдесят, как год назад, не будет еще очень долго. Как с этим справится экономика? Напомним, что бюджет страны на 2020 год сбалансирован при цене нефти 42,2 доллара за баррель — на что можно надеяться, но чего не стоит всерьез ожидать.
В Министерстве финансов уверены, что запас прочности у России есть. Ликвидных средств Фонда национального благосостояния хватит на покрытие потерь бюджета от падения цен на нефть до 25—30 долларов за баррель на протяжении 6—10 лет. От связанного с ценами на нефть курса рубля тоже есть определенный позитив: дешевая валюта выгодна отечественным экспортерам. «После 2014 года никто не умер с низким рублем, и дальше не умрем. Не надо паниковать. Все параметры просчитывались и контролировались правительством. Ничего экстраординарного, с чем бы мы раньше не сталкивались, не произошло», — комментирует ситуацию профессор НИУ-ВШЭ Олег Матвейчев.
Что нас ожидает?
Как пандемия отразится на простых людях, которые не торгуют нефтью и газом и не руководят крупными компаниями? У нас есть ряд предположений, которые с большой вероятностью воплотятся в реальность.
Итак:
- многие из тех, кто потеряет работу, начнут искать себе новую специальность, позволяющую работать удаленно и совмещать несколько проектов одновременно. Программирование, веб-дизайн, SEO, SMM, копирайтинг, администрирование веб-ресурсов — конкуренция в этих областях заметно вырастет;
- о заграничном туризме на время придется забыть. Как минимум на пару лет: по мнению некоторых специалистов, нас ожидают еще несколько волн пандемии COVID-19, а это значит, что частичные ограничения на международное сообщение будут действовать и в 2021, и в 2022 году;
- количество антипрививочников изрядно уменьшится, как только будет разработана эффективная вакцина против вируса SARS-CoV-2. Когда эпидемиологическая обстановка в мире относительно спокойная, то вероятность наградить ребенка осложнениями от прививки беспокоит людей больше, чем шанс того, что дитя чем-то заболеет. В новых условиях будет уже не до этого;
- рынок бытовой техники и новых автомобилей просядет; зато у тех, кто продает подержанное и ремонтирует, будет больше заказов. Новые волны COVID-19 наверняка не позволят восстановить технологические цепочки в полном объеме, а, значит, техника будет в дефиците;
- если будут объявлены кредитные каникулы для держателей ипотечных и потребительских кредитов, это может привести к банкротству ряда банков, особенно не очень крупных. Ситуация может усугубиться тем, что многие вкладчики уже в панике забирают свои деньги из финучреждений;
- рынок неквалифицированного труда может серьезно измениться. Жителей иностранных государств будут менее охотно принимать на работу, предпочитая местных. Те, в свою очередь, будут вынуждены обращать внимание на позиции, на которые до кризиса работать бы не пошли;
- одной из самых перспективных сфер бизнеса в ближайшие годы станет доставка товаров и продуктов. Думаем, не нужно объяснять, почему.
Это тоже интересно: