Во время Геноцида армян в 1915 году Назарет Манукян теряет семью. Спустя годы он случайно узнает, что его дочки-близнецы, возможно, спаслись. Назарет отправляется на их поиски и доходит из родной деревни Мардин в пустыню Месопотамии, а потом в Новый Свет — в Гавану и Северную Дакоту.
Масштабная историческая драма, рассказывающая о геноциде армян в начале ХХ века через судьбу маленького человека — простого деревенского кузнеца, ищущего своих дочек по всему свету.
1915 год, армянская деревня в турецкой провинции. Молодая счастливая семья Манукянов готовится ко сну, но в дом врываются турецкие солдаты, которые забирают мужа и отца Назарета Манукяна (Тахар Рахим) в армию. Однако армян отправляют не на фронт, а на каторжные работы. Идут годы, мимо гонят беженцев, затем охрана разбегается, но на каторжан нападают уголовники. Чудом спастись удается только Назарету, но из-за травмы горла он становится немым. Во время долгих скитаний молодой мужчина узнает, что его дети живы, и Назарет отправляется на их поиски, которые ведут сперва в Ливан, потом на Кубу и затем в США.
Для понимания этого фильма важно знать контекст. После русско-турецких войн Западная Армения осталась в составе Османской империи. С началом Первой мировой войны отношение турков к армянам резко ухудшилось — власти воспринимали их как возможных предателей, мусульманские фанатики ненавидели за приверженность христианству. Все это вылилось в массовые погромы и резню, известную как геноцид армян в Турции, жертвами которого стало более миллиона человек. В ряде армянских регионов вспыхивали восстания, жестоко подавленные турецкой армией. В наше время эти события не являются только достоянием прошлого — в Турции геноцид до сих пор отрицают на законодательном уровне, и если в Германии запрещено отрицание Холокоста, то в Турции запрещено утверждать, что геноцид армян был, за это светит тюремный срок и месть со стороны религиозных фанатиков.
Поэтому самым важным в «Шраме» является то, что снял его режиссер турецкого происхождения Фатих Акин. Как гражданину Германии, преследование ему не грозит, но он рискует стать жертвой мести исламских террористов и турецких шовинистов. Видимо, именно поэтому собственно геноцид является только фоном первой части картины, он никак не артикулируется и не объясняется. С героем просто происходят некие необъяснимые зверства, творимые плохими людьми. Основная же часть ленты решена как частная одиссея и семейная драма героя. В идеале перед показом фильма стоит предлагать зрителям историческую лекцию или документальный ролик, чтобы смысл событий воспринимался яснее.
Технически фильм сделан на высоком художественном уровне, снят на пленку и являет собой достаточно величественное зрелище. Однако драматургически прост и прямолинеен и, несмотря на обилие классических крупных планов, относится достаточно отстраненно к герою, скуп на эмоции. Недоумение вызывает также то, что, несмотря на годы и невзгоды, Назарет Манукян остается таким же молодым, как и в начале событий.