Большинство москвичей, как и гостей столицы, на улице смотрят под ноги, в лучшем случае — по сторонам, и очень редко — вверх. Даже если честно задрать голову, разглядеть удастся немногое — стены с рядами окон, небо, небоскребы на горизонте. Между тем «второй уровень» города живет своей жизнью, очень интересной и мало кому знакомой. Блогер Алексей Гончаров в своем аккаунте «Я летаю по Москве» размещает фотографии столицы, сделанные с помощью квадрокоптера. Улыбка Гагарина, «синий кит» в Сити, страшные глаза статуй на главном здании МГУ и другие высотные секреты столицы — в подборке «Ленты.ру».
Так выглядит благоустройство парка на Ходынском поле. Любители теорий заговора и противники курса действующий мэрии обязательно сочли бы идеальную геометрию места неслучайной.
Этим фото автор как будто благословляет серийное строительство: ряды безликих многоэтажных зданий в Строгино надежно защищены крестом. Массовая застройка района началась в 1970-х, поэтому здесь преобладает «панель». Сносу она не подлежит, хотя и выглядит довольно убого. А раньше на этом месте располагалась деревня Строгино, или Острогино.
Обязательные атрибуты лужковского стиля в архитектуре видны, наверное, даже из стратосферы. Стеклянный крест на крыше торгового центра «Атриум» делает его похожим на космическую станцию. «Атриум» находится на Садовом кольце возле Курского вокзала, он — один из «мамонтов» столичного рынка торговой недвижимости: был открыт в 2002 году, когда главным шопинг-центром города еще считался Черкизовский рынок. Площадь здания — больше 100 тысяч квадратных метров.
Еще немного религии. Синие купола символизируют непорочность Девы Марии, а звезды — отсылка к Вифлеемской звезде, ознаменовавшей рождение Христа. Бывший вице-мэр Москвы в 2016-м пообещал в течение четверти века возвести в российской столице от 550 до 600 храмов. Увеличить число религиозных сооружений шаговой доступности в столице попросила Русская православная церковь. Фотографам будет что поснимать.
От шика 90-х к архитектурным излишествам 50-х: этот барельеф можно найти на главном здании МГУ, во внутреннем дворе. С земли надписи «За мир во всем мире» совсем не видно — как и стильных (по нынешним временам) нарядов юноши и девушки.
Еще немного наивного аграрного социализма на той же сталинской высотке: гигантский (размер статуи — около восьми метров) рабочий. В левой руке, не попавшей в кадр, он держит огромный молот. Над скульптурным оформлением фасадов знаменитого здания работала мастерская Веры Мухиной. Говорят, что скульптор хотела установить «Рабочего и колхозницу» перед высоткой МГУ, но на это не согласился Лаврентий Берия, контролировавший процесс возведения здания.
А эта идеальная «мишень» — парк около МГУ. В центре установлен памятник Михаилу Ломоносову.
Москва не входит в официальный рейтинг городов России с самым грязным воздухом, но в отдельных ее районах дышать на самом деле тяжело. Это фото хорошо показывает, как явно не целебный пар навис над домами, машинами и газонами. Да и в списке самых грязных городов Европы (Pollution Index 2018 Mid-Year), опубликованном в ноябре 2018-го, Москва заняла 19 строчку из 76 — удручающий результат.
«Кита» автор фото случайно обнаружил на крыше торгового центра «Афимолл» в международном деловом центре «Москва-Сити». «Пролетая над ним ночью, можно разглядеть торговые галереи, посетителей кафе и большой фонтан со светящейся синей каемкой в центре атриума», — пишет Гончаров. Смотреть сверху интереснее, чем просто ходить по магазинам.
Плавающие в бассейне «Чайка» и не подозревали, что за ними следят. Открытый бассейн построили еще в 1950-х к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов. Впоследствии его неоднократно реконструировали, в настоящее время «Чайка» — полноценный спортивный клуб. Трибун, где прежде сидели болельщики, больше нет, на их месте сделали зоны отдыха с лежаками. И все же «Чайка» успешно пережила масштабную перестройку окрестностей Остоженки: она спокойно соседствует с самыми дорогими жилыми комплексами Москвы, оставаясь при этом общедоступным бассейном.
Памятник Гагарину, по задумке скульпторов, должен быть виден от МКАД. Его возвели к Олимпиаде 1980 года, установив на одноименной площади всего за две недели до начала Игр. С Московской кольцевой, монумент, конечно, не разглядишь. Более того, многие проезжающее мимо замечают только постамент с копией корабля «Восток», на котором космонавт совершил первый полет в космос. Ну, а о том, что статуя улыбается, вообще знают единицы.
Жилой комплекс «Фили Град» на западе столицы — улучшенная копия круглых домов, возведенных в Москве в 1970-х на улицах Нежинской и Довженко. Долго ходили слухи, что их строили к Олимпиаде-80 — якобы изначально планировался целый квартал из пяти таких зданий, вместе формирующих пять олимпийских колец. Минусы домов проявились быстро: внутри дворов была отличная слышимость, а в некоторые квартиры не попадал солнечный свет. Кроме того, из-за особой формы квартир в них трудно было делать ремонт. В общем, «круглый» эксперимент провалился. Удастся ли новый, пока неясно.
Могла ли кровля Технопарка инновационного центра «Сколково» выглядеть иначе? Абсолютно неземная конструкция. В 2017 году эту крышу признали лучшей в мире (по версии Международной кровельной федерации IFD).
Такси — один из символов современной Москвы. Сложно поверить, что желтые машины когда-то стоят, да еще и вместе, и в таком количестве. Сверху «автокладбище» выглядит красиво. В скором времени в столице планируют запустить вертолетное такси, и со временем, возможно, желтые авто и правда станут никому не нужны.
А это, согласно подписи под снимком, — «лицо панельного дома». Можно лишь добавить, что оно же и «туловище», и «ноги», и другие части «тела» — сама концепция панельного домостроения не предусматривает наличия у зданий «лиц».
Москву-реку давно обещали включить в городскую систему общественного транспорта, но пока она используется для грузовых перевозок и экскурсионных прогулок, а также экстренными службами. Между тем этот кадр как нельзя лучше показывает — один корабль может быть вместительнее сотни машин. Но пока автомобильные мосты безжалостно «режут» речную гладь, а самих автомобилей становится только больше. По данным московского Центра организации дорожного движения, за последние восемь лет число личных машин в Москве и области выросло на треть (в 2010 году было 5,7 миллиона зарегистрированных автомобилей, в 2019-м — 7,7 миллиона).
Окна на крыше автоцентра «Кунцево» — тоже словно кладбище.
Пристань у водного стадиона на Химкинском водохранилище. Чтобы увидеть красоту, необязательно подниматься высоко. Обычные лодки с 20-30 метров складываются в картину, от которой не оторвать глаз. Само водохранилище между тем собираются застроить: в его акватории появятся поселки из хаусботов — самоходных домов на воде — и риверхаусов (жилых конструкций, расположенных на понтонах).
Узоры на асфальте в парке Горького — просто новое уличное искусство, которое сложно понять, но невозможно не заметить.
Жуткий снимок Сити, как будто деловой центр вот-вот затянет в трубу ТЭЦ-12 на Бережковской набережной. В Москве принят курс на выведение промышленных предприятий за городские границы, но от электростанций так просто не избавишься: эта ТЭЦ, например, снабжает электричеством центральные районы города. Станцию модернизируют, но закрывать совсем не планируют. Более того, летом 2015-го здесь ввели в эксплуатацию новый энергоблок.
«Пиксельный» парк в Митино, на самом деле просто парк, но видимость сильнее реальности. С высоты не видно неприятных мелочей — и в этом безусловный плюс аэросъемки.