Масштабные пожары в сибирской тайге начались в июне 2019 года на территории Иркутской области. К июлю огнем были охвачены труднодоступные зоны в Якутии, Бурятии, Красноярском и Забайкальском краях.
В середине июля на дым и гарь начали жаловаться жители близлежащих регионов. Общественность в социальных сетях требовала начать немедленно тушить пожары в Сибири. На Change.org появилась петиция о необходимости режима ЧС во всех сибирских регионах. Несмотря на то что обращение подписали уже более 1,1 миллиона человек, чрезвычайная ситуация объявлена только на территориях Приангарья, Якутии, Бурятии и Красноярского края.
Регионы некоторое время старались потушить пожары своими силами, однако средств и техники не хватило. Федеральное МЧС подключилось к тушению пожаров в Сибири 31 июля, затем к нему присоединилось Минобороны. Тайгу тушат как с земли, так и с воздуха.
В конце июля Авиалесоохрана заявила о 2,6 млн гектаров горящего леса. К 7 августа МЧС оценило площадь пожаров в 1,5 млн гектаров.
Эксперты называют три причины возгорания. Рослесхоз говорит о сухих грозах, МЧС – о неосторожном обращении с огнем. Также есть мнение, что леса поджигали умышленно, чтобы скрыть незаконную лесозаготовку. Эту версию сейчас проверяют следственные органы.
Также в МЧС заявили, что мер по тушению огня в очагах возгорания было недостаточно. Именно это могло привести к масштабному разрастанию пожара. В регионах несвоевременное реагирование на пожары объясняют тем, что они начались в так называемых зонах контроля. В регламентирующих документах 2015 года говорится, что власти могут не тушить пожары в таких зонах, если они не угрожают населению, а затраты на их ликвидацию будут больше, чем нанесенный вред.
В российском отделении Greenpeace пожары в Сибири назвали климатическим кризисом: объем выбросов углекислого газа оценили в 166 миллионов тонн. По данным Счетной палаты, за первое полугодие ущерб от масштабных пожаров составил более 2,4 миллиарда рублей.
Фото: ФедералПресс / Елена Майорова