Авторы книги — Брайан МакАлистер, Майк Марринер и Натан Гебхарт. Они называют себя Странниками, людей, занимающихся любимым делом, — Проводниками, а жизнь по накатанной колее (учеба на юриста, потому что так хотели родители, или скучная и нелюбимая работа, позволяющая зарабатывать деньги) — Конвейером. "Странники" проехали тысячи километров, взяли интервью у десятков "Проводников" и получили сотни советов о том, как стать по-настоящему успешным — то есть быть собой и заниматься любимым делом.
Вместо того чтобы пытаться состряпать резюме, которое показывает тебя амбициозным, упорным человеком, решающим сложные задачи, иди и стань амбициозным, решай задачи, трудись — ради того, что тебе интересно, что тебя вдохновляет. Не жди — прямо сейчас начни делать то, что тебе нравится. Ты же не хочешь всю жизнь просидеть в зале ожидания? Когда мы общались с писателем и специалистом по технологиям Рэнди Комисаром, он назвал такую модель поведения "планом отложенной жизни".
В книге "Монах и загадка" Рэнди описывает план отложенной жизни: это когда ты топчешься на месте, избегая реальной жизни, и прежде всего делаешь то, что должен, и только потом то, что хочешь. Например, становишься юристом, потому что это престижно и хорошо оплачивается, и думаешь: может быть, потом, на пенсии, я наконец-то смогу заняться тем, чем хочу. Есть и менее экстремальные версии — их тысячи. Даже если по выходным твоя жизнь бьет ключом, она все равно остается отложенной. Давай вернемся к размышлениям про время — единственный ресурс, которым мы обладаем. Если ты по-настоящему живешь только 48 часов в выходные, что происходит в остальные 120 часов с понедельника по пятницу? (…)
Сейчас происходят коренные изменения в подходе к работе и жизни. Социологи советуют сохранять баланс между работой и свободным временем, подыскивая решение для тех, кто застрял на Конвейере. Руководители компаний уцепились за эту идею, вещают о ней на собраниях, встраивают ее в служебные инструкции. Но мы считаем, что сама эта концепция фальшива. Она предполагает наличие двух полюсов. Чем-то придется пожертвовать. Либо делай то, что действительно тебя мотивирует, либо корми семью. Чтобы уравновесить эти полюса, мы вкалываем на работе, не приносящей удовлетворения, а затем, если остаются силы, выкраиваем по вечерам пару часов, чтобы заняться по-настоящему интересными делами. При этом одновременно, как фокусники, готовим обед, загружаем одежду в стиральную машину и пытаемся сохранить видимость нормальных отношений с любимым человеком, семьей и друзьями. Не очень похоже на равновесие, правда? Именно поэтому, окончательно устав проигрывать в игру "Найди баланс между работой и личной жизнью", многие из нас падают в конце дня на диван и проводят весь вечер за очередным ситкомом.
Однако "настоящая жизнь" не обязательно должна укладываться в те несколько часов после рабочего дня, когда нужно успеть уделить время любимому делу. Если подойти ко всему с умом, можно обеспечить себя всем необходимым, занимаясь делом, в которое веришь. Мы сейчас говорим не о балансе между работой и жизнью, а об интеграции одного в другое, то есть о совмещении интересов с работой. Представь себе, что ты каждый день просыпаешься и чувствуешь прилив сил и желание поскорее приступить к работе. Это и есть дело жизни. Это совсем не означает, что в какой-то момент тебе не захочется махнуть на все рукой и вернуться в кровать, но тебя не переполняет ужас, когда ты в самом начале дня нажимаешь на кнопку будильника. И люди, у которых мы брали интервью, показывают примеры такой жизни. Иногда у них получалось вести ее с самого начала, иногда они круто сворачивали в середине пути, а иногда боролись за такую жизнь на протяжении всей карьеры. Но мы не стали бы писать эту книгу, если бы у нас не было доказательств того, что можно жить полно и гармонично, занимаясь полезным делом, основанным на личных интересах, и при этом себя обеспечивать. Яркий пример — Джимми Чин, альпинист и фотограф-натуралист. Его история показывает, что обдуманные решения, основанные на твоих собственных интересах, могут привести тебя в удивительные места. Джимми — экспедиционный фотограф, который снимает для National Geographic, The North Face, Patagonia и Rolex. Люди ему завидуют: ездит по миру, фотографирует, катается на лыжах и получает за это деньги. Но больше всего его история впечатляет тем, что у него не было никакой страховки, когда он принимал рискованные карьерные решения.
Он просто взял и рискнул! Вместо того чтобы после колледжа по традиции поступить в вуз, он убедил родителей, что ему нужен год на познание мира и самого себя. В Европе так называемый год перерыва (gap year; чаще между школой и колледжем) — обычное дело, и берут его именно для этого. В США, где рос Джимми, ему пришлось отстаивать свое желание. И для него "год перерыва" вылился в семь лет, прожитых на заднем сиденье побитой "субару". Джимми делал самую разную работу, на которую другие не пожелали бы тратить ценные строчки своего резюме, но это давало ему возможность кататься на лыжах, ходить в горы и фотографировать. Он жил в машине совсем не потому, что был лентяем, а потому, что хотел заниматься важными для себя вещами и тратил на это все свои весьма ограниченные ресурсы. "Когда ты делаешь что-то подобное, — говорит он, — это идет вразрез со всеми представлениями, которые в тебя вложили, пока ты рос". И план сработал. Сначала Джимми продал в журнал одну прекрасную фотографию, потом еще и еще, а через несколько лет он уже руководил самыми невероятными фотоэкспедициями. Он снимал объекты, от которых захватывало дух, — от глиняных башен в Мали до вершины Килиманджаро. Когда Джимми понял, что он любит больше всего, дело пошло своим чередом. "Все эти маленькие ступеньки одна за другой приводили меня в самые разные места. Мне даже кажется, что я ни разу не контролировал свою жизнь. Я просто начал заниматься скалолазанием, а из него выросло увлечение фотографией. Затем, тоже на почве скалолазания, я стал организовывать сложные экспедиции в далекие уголки планеты. И я ничего этого не смог бы сделать, не будь у меня образования. В школе ты незаметно для себя приобретаешь кучу навыков, и вдруг оказывается, что все их можно применить".
Как и Рэнди (и некоторые другие Проводники, с которыми мы встречались), Джимми совместил уже имеющиеся у него знания со своими интересами. Он построил жизнь, на основе которой потом смог написать великолепное резюме. Но его целью была жизнь, а не бумажка. Главное — то, как ты тратишь отведенное тебе время. Это и есть та черточка между датами рождения и смерти. Как ты выразишь свою личность? Каким смыслом наполнишь пространство между двумя этими датами? Вот лучший совет: начни осознанно действовать прямо сейчас.