5 лет под микроскопом в геополитическом шторме.

«Трудно найти в тёмной комнате чёрную кошку, особенно, если её там нет»

Народная мудрость, часто приписываемая Конфуцию.

Пять лет наша компания находится под перекрёстным огнём некоторых американских СМИ по теме тайных связей с правительственными организациями и угрозы национальной безопасности. Пять лет расследований, предположений, слухов, манипуляций общеизвестными данными, ссылок на анонимные источники, конспирологии и откровенных фальшивок. В сухом остатке – ноль доказательств и конкретных фактов. Я польщён таким вниманием и благодарен за столь тщательный аудит, который подтвердил нашу прозрачность.

В течение последних месяцев ситуация резко покрепчала и вот уже небольшая российская компания в центре сенатских слушаний, где уважаемые люди выражают недоверие продуктам «Лаборатории». И снова – отсутствие фактов и доказательств, но много пустых предположений. При этом я не вижу заинтересованности в прояснении вопроса: мы предложили любое содействие, вплоть до раскрытия исходных кодов и официального свидетельства перед уважаемым жюри. Но предложение осталось без ответа. Вместо этого в дома к сотрудникам нашего американского офиса приходят агенты спецслужб. Кстати, все сотрудники в порядке, команда от этого только сплотилась, компания оказывает всем желающим юридическую помощь. Скрывать нам нечего и просто рекомендовали рассказывать всё, что знают.

Итак, что же это был за спектакль?

Дальше: Лес рубят, щепки летят…

Политический сюрреализм им.Босха.

Иногда верится, что на человечество каким-то образом влияют звезды, солнечная активность и прочие неведомые космические силы. И конкретно сейчас по маршруту Россия-США курсируют какие-то очень уж злые, деструктивные силы, которые погрузили людей в состояние нездоровой подозрительности, снизив способность к разумному сотрудничеству, трезвому мышлению и критическому восприятию действительности.

В Вашингтоне сейчас творится что-то невообразимое. Медийный прессинг заставляет людей при слове «русские!» разбегаться в разные стороны или сразу падать в обморок на месте. За выступление на конференции российской компании бывшего госчиновника могут вызвать на ковёр в сенат (впрочем, других бывших госчиновников за ровно то же самое почему-то не трогают). Скоро так за поездку на такси с русским водителем или случайную встречу в лифте будут вызывать на допрос в Госдеп. Мне как-то казалось, что мир давно ушёл от подобных сценариев, но что происходит сейчас в российско-американских отношениях – это какой-то политический сюрреализм, достойный кисти Босха.

Российские технологии и компании (мы, например) тоже «попали под раздачу» — они автоматически, по умолчанию и без доказательств считаются «рукой Кремля». Но об этом попозже, сейчас же о самом неприятном.

У киберпреступности нет границ. Более того, в последние годы мы наблюдаем разделение труда в международных группировках. Одни создают технологии, другие распространяют вредоносные программы, третьи собирают дань, четвёртые её обналичивают. Причём каждый этап отрабатывается в разных странах, имеющих для того свои преимущества. И, разумеется, всегда есть «мозг», который всем этим управляет.

Бороться с таким монстром можно только если так же преодолеть национальные границы.

Только совместные действия правоохранительных органов разных стран, работающих несмотря ни на что и для единой цели могут привести к успеху. И действительно – за последние годы благодаря этому сотрудничеству за решётку отправились многие кибернегодяи. Именно поэтому мы плотно сотрудничаем с киберполицейскими разных стран, а также международными организациями вроде ИНТЕРПОЛа и Европола. Нет сотрудничества – нет обмена информацией, нет согласованных действий против киберпреступности; как следствие безнаказанности – кибератаки плодятся и множатся, люди страдают, убытки бизнеса растут.

Достигнутый в прошлом уровень взаимодействия между Россией и США был далёк от идеала, но всё с чего-то должно начинаться. На этом фундаменте в будущем можно было бы построить более жизнеспособную и эффективную систему. Я не случайно написал «было бы», потому что сейчас я вижу как этот хрупкий фундамент разваливается. В кибербезопасность пришла геополитика, у которой совсем другие цели, нежели защита пользователей и развитие бизнеса.

Я вижу как схлопываются налаженные связи между странами, наглухо закрываются двери, рвутся контакты, которые обеспечивали совместные кибероперации. Эта заметно как на межгосударственном уровне, так и во взаимодействии с индустрией. При этом «схлопывание» и «закрывание» происходит вне рамок разумного поведения.

Существовавший хрупкий фундамент международного сотрудничества в кибербезопасности строился с начала тысячелетия. Медленно, маленькими шажками, постепенно преодолевая взаимное недоверие и стереотипы. Мне кажется, что сейчас Россия и США откатились назад лет на пятнадцать. И что самое неприятное – неясно когда закончится этот геополитический шторм и сколько времени потребуется на восстановление контактов.

Кто выигрывает от балканизации в кибербезопасности? Это риторический вопрос.

А в Питере…

Если когда кто-то говорит вам,

что в Питере всегда плохая погода —

гоните их прочь и выставляйте немедленно за дверь!

Который раз я в Питере — здесь всегда солнце. Яркое, жаркое, сияющее где-то наверху в небесной синеве.

Дальше: разгул соляриев…

Пролетая над…

Иногда по ходу графика случаются красивые перелёты, иногда даже днём. А ещё лучше, если накануне получилось выспаться и я не просто вырубился в самолётном кресле, а достал фотик и зафиксировал проплывающие за окном пейзажи. Вот, например, такое недавно было:

Армения, Севан.

Дальше: самолёт-медведь…

Железное большое в открытом море.

Русско- и англоязычные источники на вопрос «кто первым додумался бурить нефтяные скважины» отвечают альтернативным образом. Русская Википедия утверждает, что самую первую скважину пробурили в Российской Империи в посёлке Биби-Эйбат (ныне Азербайджан) аж в 1846м году. Англоязычные гуглы на тот же вопрос выкидывают на американский «Drake Well», который просверлили в 1859м. Хотя, если покопаться, оказывается, что и в США сверлили чуть раньше в 1857м, да в Польше сверлили в 1854м, а древние китайцы аж бамбуковые скважины копали. Однако, если говорить про современные промышленные методы добычи, вроде получается, что российские инженеры в те времена опередили всех остальных.

Вот она, эта самая буровая:

Дальше: *берестяной* нефтепровод…

Ай-да новости: кибер гоп-стоп.

Сегодняшний новостной выпуск в этой традиционной рубрике посвящен одной особенно противной и неприятной проблеме в киберпростанстве. Проблеме гопников шифровальщиков-вымогателей, также известных как ransomware.

Поток неприятных новостей про этот крайне подлый вид криминальной деятельности не просто не иссякает, а как раз наоборот. Причем, надежды на кардинальное улучшение ситуации в ближайшее время немного. Скорее наоборот: победная поступь информатизации и «Интернета вещей» пока что приводит к тому, что количество дырявых устройств и систем, соединенных с Интернетом растёт как на дрожжах. И вот к чему это приводит в нынешней неблагоприятной киберэпидемиологической обстановке:

Как заработать 140 тысяч долларов, наломав дров на миллиард

Дальше: межконтинентальная рансомварь стратегического назначения…

Однажды летом 97-го… или 20 лет спустя.

Вжииииик!

Что это было?

А это, мальчики и девочки, мимо пронеслась история кибербезопасности.

28 лет назад, где-то осенью 1989, мой рабочий компьютер Olivetti-24M подвергся вирусной атаке, что в корне изменило мне дальнейшую жизнь. Знал бы тот вирус, на чей компьютер он посягает, сколько его зловредных родичей будет истреблено потом моей рукой и под чутким руководством – наверное, не стал бы он вот так опрометчиво и безоглядно лезть куда не надо, ведь не стал бы!

26 лет назад, летом 1991г. группой энтузиастов был выпущен «прадедушка» того, что впоследствии стало известно как один из лучших в мире антивирусов.

Ровно 20 лет назад, 26 июня 1997г. была основана «Лаборатория имени меня». Вот так. Сегодня – ровно день-в-день 20 лет компании! Ура!

Официальные церемонии юбилейного отмечания будут проходить чуть позже — сейчас ещё работаем. Но сегодня вечером, скромно, в кругу единомышленников, мне будет очень приятно, если вы нальёте друг другу чего-нибудь вкусного (или полезного) и скажете про нас что-нибудь доброе или от души хорошее :) Ура!

Кстати, прилетели поздравления от Скудерии — грацие милле! (фотки пришли под названием «Кими улыбается» :)

«Вишенка на торте»:

Чмоки!

Очень Весёлая Гонка или Салам Баку!

Это была очень развесёлая гонка.

Таких выкрутасов вчера никто не ожидал. Особенно, вспоминая прошлый Гран-При в Баку, который был до одури сонный (как рассказывают очевидцы — меня здесь в прошлом году не было). А сейчас — огого как выступили! Такого подиума вообще никто предположить не мог.

Но обо всём по порядку.

«Salam Baku!», — как бы сказали зрители и участники.

«Ага, будет сейчас вам салам!», — как бы подготовил изгибы и закрытые повороты своих улиц Баку для участников и зрителей.

Дальше: всё просто офигели!…

Заповедное: недождливый Тронхейм.

Ну вот, только я подготовил ещё шикарных цитат про дождливости в славном норвежском городе Тронхейме, например:

За окном темнело, и по-прежнему лил дождь, крупный, тяжелый, неторопливый дождь, которого было очень много и который явно никуда не торопился. Дождь будет падать на пустой город, размывая мостовые, сочиться сквозь гнилые крыши… Потом смоет все, растворит город в первобытной земле, но не остановится, а будет падать и падать.

Во всем мире идет дождь, над островерхими крышами — дождь, и дождь заливает горы и равнину, и когда-нибудь он все это смоет, но это случится ещё очень нескоро… хотя, если подумать, сейчас ни о чем нельзя говорить, что это случится не скоро.

И вот только я подготовился к очередной порции тронхеймской сырости, как тут же разразилось солнце, засияли небеса, кругом летняя приморская жизнь, птички звонко поют дурными голосами «ар-арр-АРРР!!!»

Дальше:уличная кунст-инсталляция…

Научно-северная конференция о звёздах, струнах, Вселенной и… и вообще.

Итак, пора отчитываться по конференции Стармуз, которая только что прошла в дождливом норвежском Тронхейме. Вот, народ собирается, стоит в очередь на вход, заполняет зал:

Норвежские военно-шахматные силы…