Российская экономика развивается вопреки «прогнозам из-за океана», заявил Дмитрий Медведев, выступая в Госдуме с отчетом о работе правительства. По его словам, экономика страны преодолела падение и уже в этом году достигнет европейских темпов роста. «Прогресс видят даже те, кого трудно заподозрить в симпатиях к России», — подчеркнул Медведев. Ведущая «Коммерсантъ FM» Наталья Жданова обсудила тему с преподавателем факультета мировой экономики и политики ВШЭ Николаем Корженевским.
— Как в целом можно оценить этот отчет с экономической точки зрения? Вы разделяете оптимизм Дмитрий Медведева?
— Это отчет в таком бравурном духе «а вот вам». Оптимизм определенный есть, действительно российская экономика оказалась устойчивее, чем прогнозировалось в последние года, причем многие ожидали, опасались, и это правда. Но мне кажется, что не следует чрезмерный оптимизм излучать, и, конечно, дисбаланс сохраняется и в бюджетной сфере. Премьер подчеркивает, что мы не хотим повышать налоги, но так или иначе придется налоговые сборы увеличивать. И я думаю, что сложностей все же еще очень много.
— Он сказал, что в этом году налоги повышать не будем, в следующем выборы, с этим связано, а вообще обойтись без этого не получится, вы считаете?
— Это на самом деле неоднозначный вопрос. У правительства следующая стратегия: они хотят не повышать налоговые ставки тем, кто уже налоги платит, идея заключается в том, чтобы вывести бизнес выходил из серой зоны в белую. Таким образом просто появятся новые налогоплательщики, которые раньше налоги не платили, и за счет этого бюджет должен собрать больше. Это на самом деле идея очень хорошая, вопрос в том, как она будет реализована. Потому что есть комплекс таких требований и мер, и, к сожалению, только понижения ставки по социальным взносам будет недостаточно. Если вы помните, это достаточно нашумевшая мера, обсуждаемая — отбеливание доходов. Но мне кажется, что, конечно, за последние 10 лет наши долларовые доходы выросли процентов на 10, долларовые расходы — примерно на 60%. Мерить это в долларах можно просто потому, что мы должны сопоставлять со значительным куском доходов в виде цен на нефть, а они все-таки пока еще долларовые.
Конечно, бюджетный дисбаланс огромный. Есть по-прежнему очень болезненный вопрос пенсионной реформы, связанный с тем, как разбалансирован бюджет. Либо пенсионная реформа, либо повышение налогов неизбежно.
— Что касается европейских темпов роста, о чем говорил Медведев, насколько это реалистично или это тоже несколько преувеличено все, как и сам доклад, вы сказали, такой бравурный?
— Это действительно справедливое утверждение. Мы теперь растем примерно с той же скоростью, с которой растет большая часть европейских стран. Нужно помнить, что, допустим, по итогам 2016 года у нас лучший результат по развитым странам показала Великобритания, и это прирост ВВП всего лишь на 2%. То есть сильно здесь преувеличивать позитив настоящего момента я бы тоже не стал. Европа в целом растет не очень быстро, поэтому мы выкарабкались на те же темпы роста, но после того, что происходило в российской экономике, странно было бы, если бы мы не показали таких восстановительных темпов. Но давайте возьмем другую базу, например, Индию или Китай, тогда, конечно, сравнение будет явно не в нашу пользу.